Добрый вечер, коллеги! Продолжим тему подростковой депрессии и поговорим, откуда она берет начало. Среди факторов, оказывающих влияние на появление депрессивного синдрома у подростков, выделяют несколько причин:
- наследственный фактор;
- биологический, к которому относятся, например, биохимические нарушения, связанные с дефицитом серотонина, норадреналина, дофамина. Или нарушение циркадного ритма секреции мелатонина;
- личностные особенности. Именно на этот вопрос подростковые психологи и могут больше всего повлиять, помогая подростку менять привычный депрессивный паттерн реагирования на жизненные ситуации;
- социальное окружение или определенная актуальная социальная ситуация, в которой находится подросток с депрессивным синдромом. Ведь именно для этой возрастной группы максимально важна реализация среди своих сверстников и принадлежность к своей референтной группе.
У подростков с депрессивным синдромом на первом плане стоят соматовегетативные реакции. то есть именно через физическое недомогание выражается депрессивное неблагополучие. Могут быть исключительно соматические жалобы у подростков на желудочно-кишечный дискомфорт, общее недомогание, головные боли, потерю веса и др. Родители могут водить кругами своего ребенка по врачам соматического профиля, пока кто-то из врачей не догадается о том, что пора показать подростка психиатру.
Иовчук Н. М., один из видных отечественных специалистов именно по вопросам детско-подростковых депрессий, назвала подобные особенности депрессий в подростковом возрасте соматическими масками депрессии. Они могут быть:
⁃ кардиоваскулярными, когда страдает сердечно-сосудистая система;
⁃ гастроэнтерологическими – удар на себя берет желудочно-кишечный тракт;
⁃ пульмонологическими масками - подросток жалуется на ощущение нехватки воздуха, удушья;
⁃ кожными масками в виде нейродермита;
- неврологическими в виде головокружений, нарушения зрения и др.
Признаки ДС у подростков:
• Изменение настроения (появление тоски, тревоги, раздражительности). Специалисты отмечают, что именно для подростковых депрессий может быть характерно усиление агрессивных аффектов и агрессивного поведения;
• Наличие суточных колебаний. В утренние часы депрессивные проявления более выражены. Подростку невероятно тяжело вставать и начинать новый день. К вечеру он себя лучше чувствует. Могут быть ночные пробуждения в районе 4-5 утра, что особенно опасно, так как они повышают риск укрепления суицидальных мыслей и повышает риск того, что подросток предпримет суицидальную попытку;
• Ангедония, то есть снижение способности получать удовольствие от жизни. Подростки говорят о том, что им ничего не хочется, ничего их не радует и не делает счастливыми;
• Появление самоповреждающего поведения в вариантах царапанья себя разными острыми предметами, самоизбиения (подросток бьется разными частями тела о твердые поверхности, наказывая себя за свою «плохость»);
• Суицидные мысли, намерения и попытки;
• Появление трудностей в обучении, когда подросток начинает жаловаться на резкое снижение памяти, какое-то общее поглупение («я стал/стала каким-то тормозом и начал/начала тупить»), становится трудно понимать школьный материал, перерабатывать новую информацию;
• Появление немотивированных нарушений поведения (начало употребления ПАВ, уходы из дома, девиантное поведение);
• Нарушения аппетита;
• Метафизическая интоксикация, полная потеря смысла жизни; навязчивое и бесплодное мудрствование, которое лишает подростка продуктивности.
ВАЖНО: при появлении у психолога малейших сомнений относительно наличия депрессивного синдрома у несовершеннолетнего клиента, необходимо свериться с коллегой психиатром или психотерапевтом. Так как мы, психологи, отвечаем за другое и об этом нужно помнить!
В работе с подростками лучше, с моей точки зрения, перестраховаться и лишний раз свериться с коллегой-врачом, чем недоглядеть какие-то моменты. Поэтому лично я работаю всегда в плотной связке с моими коллегами детскими/подростковыми психиатрами.
#подросиковаядепрессия#депрессия#психологспб#аннабудько#детскийпсихологспб#подростковыйпсихологспб#психологаннабудько
- наследственный фактор;
- биологический, к которому относятся, например, биохимические нарушения, связанные с дефицитом серотонина, норадреналина, дофамина. Или нарушение циркадного ритма секреции мелатонина;
- личностные особенности. Именно на этот вопрос подростковые психологи и могут больше всего повлиять, помогая подростку менять привычный депрессивный паттерн реагирования на жизненные ситуации;
- социальное окружение или определенная актуальная социальная ситуация, в которой находится подросток с депрессивным синдромом. Ведь именно для этой возрастной группы максимально важна реализация среди своих сверстников и принадлежность к своей референтной группе.
У подростков с депрессивным синдромом на первом плане стоят соматовегетативные реакции. то есть именно через физическое недомогание выражается депрессивное неблагополучие. Могут быть исключительно соматические жалобы у подростков на желудочно-кишечный дискомфорт, общее недомогание, головные боли, потерю веса и др. Родители могут водить кругами своего ребенка по врачам соматического профиля, пока кто-то из врачей не догадается о том, что пора показать подростка психиатру.
Иовчук Н. М., один из видных отечественных специалистов именно по вопросам детско-подростковых депрессий, назвала подобные особенности депрессий в подростковом возрасте соматическими масками депрессии. Они могут быть:
⁃ кардиоваскулярными, когда страдает сердечно-сосудистая система;
⁃ гастроэнтерологическими – удар на себя берет желудочно-кишечный тракт;
⁃ пульмонологическими масками - подросток жалуется на ощущение нехватки воздуха, удушья;
⁃ кожными масками в виде нейродермита;
- неврологическими в виде головокружений, нарушения зрения и др.
Признаки ДС у подростков:
• Изменение настроения (появление тоски, тревоги, раздражительности). Специалисты отмечают, что именно для подростковых депрессий может быть характерно усиление агрессивных аффектов и агрессивного поведения;
• Наличие суточных колебаний. В утренние часы депрессивные проявления более выражены. Подростку невероятно тяжело вставать и начинать новый день. К вечеру он себя лучше чувствует. Могут быть ночные пробуждения в районе 4-5 утра, что особенно опасно, так как они повышают риск укрепления суицидальных мыслей и повышает риск того, что подросток предпримет суицидальную попытку;
• Ангедония, то есть снижение способности получать удовольствие от жизни. Подростки говорят о том, что им ничего не хочется, ничего их не радует и не делает счастливыми;
• Появление самоповреждающего поведения в вариантах царапанья себя разными острыми предметами, самоизбиения (подросток бьется разными частями тела о твердые поверхности, наказывая себя за свою «плохость»);
• Суицидные мысли, намерения и попытки;
• Появление трудностей в обучении, когда подросток начинает жаловаться на резкое снижение памяти, какое-то общее поглупение («я стал/стала каким-то тормозом и начал/начала тупить»), становится трудно понимать школьный материал, перерабатывать новую информацию;
• Появление немотивированных нарушений поведения (начало употребления ПАВ, уходы из дома, девиантное поведение);
• Нарушения аппетита;
• Метафизическая интоксикация, полная потеря смысла жизни; навязчивое и бесплодное мудрствование, которое лишает подростка продуктивности.
ВАЖНО: при появлении у психолога малейших сомнений относительно наличия депрессивного синдрома у несовершеннолетнего клиента, необходимо свериться с коллегой психиатром или психотерапевтом. Так как мы, психологи, отвечаем за другое и об этом нужно помнить!
В работе с подростками лучше, с моей точки зрения, перестраховаться и лишний раз свериться с коллегой-врачом, чем недоглядеть какие-то моменты. Поэтому лично я работаю всегда в плотной связке с моими коллегами детскими/подростковыми психиатрами.
#подросиковаядепрессия#депрессия#психологспб#аннабудько#детскийпсихологспб#подростковыйпсихологспб#психологаннабудько
Источник: https://vk.com/wall-101145330_1835
Пост №39938, опубликован 20 окт 2023