Мы используем файлы cookie.
Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ШИЗОИДЫ

    Коллеги, вот мы и добрались до очередного подросткового психотипа - шизоидов.

    У подростков с таким ядром личности есть множество особенностей, поэтому мы разберем только некоторые из них.

    Одна из самых главных трудностей, с которыми шизоидные подростки обращаются к психологу, звучат с их слов примерно так – «я не понимаю, как устроены люди и отношения между ними; я не понимаю, почему окружающие меня отталкивают».

    Среди шизоидов есть самые разные вариации характеров, так как невозможно уместить ни одного человека полностью в прокрустово ложе какой-либо классификации, и я напоминаю, что обсуждение любого из психотипов – это лишь условность, описывающая ту или иную яркую тенденцию в личности подростка. Такая условность удобна нам, практикующим специалистам, с методической точки зрения. Ни одно описание не вмещает все многообразие остальных проявлений подростка. Ведь в одном и том же человеке могут сочетаться самые разные грани.

    Итак, возвращаемся к шизоидам и попробуем метафорически представить устройство их внутреннего мира. Шизоид воспринимает реальность как невыспавшийся человек, который улавливает все сигналы намного сильнее, громче, ярче, звонче и тд. Особенно сигналы со стороны людей: взгляды, слова, интонации - все это обрушивается на психику шизоида как огромный мощный водопад, который напрягает, истощает, утомляет. Необходимость переваривать полученную информацию забирает очень много сил. В итоге шизоидная психика быстро истощается, подросток нуждается в аутистическом отдыхе от всех, даже самых близких людей.

    У многих шизоидных подростков настолько бесконечный внутренний мир, там выстраиваются целые вселенные, куда подросток может надолго с большим удовольствием заныривать. Полезно оставлять такую возможность шизоиду как его опору и ресурс. Часто близкие люди переживают из-за того, что их шизоидный подросток может часами сидеть в своей комнате, занимаясь чем-то для родителей непонятным. В то время как подросток вполне себе преинтереснейшим образом проводит время, восстанавливается, набирается сил.

    Стоит заметить, что такой подросток часто не чувствует, что именно будет уместным в его поведении в той или иной ситуации общения. Наши человеческие коммуникативные игры, когда мы, например, думаем об одном, а говорим совсем другое, тщательно подбирая слова для собеседника, – это вообще взрыв мозга для шизоида. Такие подростки многое могут назвать притворством и лицемерием в сфере взаимодействия людей. Зато с легкостью могут сказать жесткую и жестокую правду глядя в глаза даже самому уважаемому академику всех академических наук вместе взятых или самому близкому-преблизкому для него человеку.

    Наконец еще одна интересная яркая особенность шизоидного подростка: сочетание ярко противоположных качеств. В одной ситуации с одним и тем же человеком шизоидный подросток может быть очень тонко чувствительным, а через какое-то время холодным и жестоким. Рассудительным в принятии какого-то решения и внезапно сумасбродным. В моей практике был случай, когда в одно и то же время подросток мог болеть всей душой за экологическую ситуацию в мире, плакать над умирающими от последствий загрязнения мусором несчастными морскими обитателями и тут же забросить и запустить питомца, нуждающегося в заботе своего хозяина.
    Подростки-шизоиды чаще всего обращаются с запросами про:
    - дефицит навыков взаимодействия с людьми;
    - желанием поговорить с кем-то о самих себе, своих интересах, той бесконечной постоянно расширяющейся внутренней вселенной, которая может поглощать такого подростка при дезадаптации.

    Психологу важно при работе с такими клиентами обращать внимание на следующие методические моменты:
    1) Помогать шизоиду развивать эмоциональный интеллект как способность распознавать свои эмоциональные реакции и чувства, состояния. Многие шизоиды невероятно чувствительные люди, только они в отличие от сенситивов испытывают сложности в назывании и распознавании своих реакций, а уж тем более в эмпатическом присоединении к другому человеку и распознаванию чувств собеседника.
    2) Объяснять на понятном для данного подростка языке, как именно устроена та или иная неявная коммуникация между людьми. Например, проговорить, ЧТО именно могут обозначать вздернутые вверх брови у собеседника вашего клиента, когда последний дал такой комментарий «как тебе могла прийти в голову такая глупая мысль?» С некоторыми подростками при объяснении подойдет буквальное прямое объяснение «Когда один человек говорит другому …, то собеседник слышит в этом …». Кому-то понятнее будет объяснение на примере его любимых персонажей.
    3) Очень важно объяснять шизоидному подростку, в связи с чем сверстники могут отталкивать его. Что дело не в том, что он плохой или они плохие, а на это есть свои другие причины. Важно помочь подростку дифференцировать его право на свои личностные особенности и право окружающих людей не испытывать прилива нежной симпатии к отгораживающейся от мира личности.
    4) Помочь подростку найти свою «фишку», свой талант, который может стать приютом для вдохновения и уединения, что жизненно необходимо такому подростку;
    5) В работе с родителями в зависимости от того, что их тревожит, обратить их внимание на особенности их ребенка и разъяснить, как с ним общаться в проблемных семейных ситуациях. Часто в семьях, где растет шизоидный подросток, есть кто-то из близких людей, кто сильно страдает от шизоидной отгороженности своего близкого человека. Важно успокоить такого страдальца, объяснив нюансы внутреннего устройства шизоидной личности. Проговорить, что такой подросток не из садизма может сказать жестокие вещи, а просто потому, что он и вправду так видит мир. Фраза «тебе ужасно не идет этот костюм» от шизоида значит совсем не то, что та же фраза, сказанная эпилептоидным подростком (об этом психотипе речь пойдет дальше).

    Последний важный методический комментарий на сегодня: коллеги, не торопитесь делать выводы при явных приметах шизоидных реакций у подростка, что перед вами именно подросток с шизоидным ядром. Дело в том, что часто сенситивные подростки обрастают в процессе жизни шизоидными защитами для того, чтобы выжить в этом перегружающем их чувствительность мире. И поэтому могут производить впечатление шизоидных натур. Стратегии психологической помощи первым и вторым типам подростков отличаются друг от друга. Поэтому так важна внимательность и вдумчивость в нашем деле, несмотря на то, что волнующиеся близкие подростка могут подгонять специалиста своей тревогой.

    #аннабудько#психологаннабудько#психологспб#дляпсихологов#психотипы#подростковыйпсихолог#работапсихолога#детскийпсихолог#какработаетпсихолог
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1881
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    Гипертимы

    А вот и новый пост по психотипам и сегодня поговорим про подростков-гипертимов. Вот уж кто умеет раскрасить атмосферу в кабинете подросткового психолога самыми яркими контрастными красками.

    Динамичные, активные, практически всегда в приподнятом настроении. Даже если эмоциональные тучи находят на этих солнечных подростков – это совсем ненадолго. Гипертим быстро стряхивает с себя ненадолго набежавшее огорчение и скачет по жизни вприпрыжку дальше. Такому подростку нужна постоянно сенсорная стимуляция, то есть новые впечатления; они не выносят сенсорную скуку. Особенно важна сфера общения со сверстниками. Родителям точно не придется выковыривать этих ребят из гаджетов разными уловками. Они обожают тусоваться и готовы это делать сутками напролет. Это личности с неуемным темпераментом, постоянно находящиеся в движении каких-то озорных замыслов и задумок. Шумные, не замечающие границ окружающих людей. Гипертимы не любят сложностей, не выдерживают необходимости что-то перетерпеть, на чем-то сконцентрироваться. По этой причине у них часто возникают проблемы в школе. Неусидчивым, быстро начинающим скучать подросткам крайне сложно бывает выдерживать школьный ритм. У них часто возникают поведенческие нарушения из-за потребности стимулировать себя сильными впечатлениями. Очень не любят правила, ограничения, системные требования. Могут пререкаться по поводу ограничений, рано теряют уважение к авторитету взрослых.

    Вместе с тем их отличает большая самостоятельность и инициативность. Не переносят ситуации, когда окружающие не прислушиваются к их мнению. У гипертимов по мере взросления могут наступать эпизоды снижения настроения разной степени глубины: гипотимия, субдепрессия и даже депрессивное состояние. По наблюдениям подростковых психиатров, из части гипертимов со временем развиваются циклоиды с чередованием субдепрессивных/депрессивных/гипотимичных фаз и периодов повышенного гипертимного состояния.

    Подростков с такими особенностями отличает более раннее физическое и половое развитие.

    Важна дифференциальная диагностика гипертимов со следующими вариациями: СДВГ или гиперактивность, истерический/компульсивный/нарциссический типы личности.

    Гипертимы - один из самых ярких подростковых психотипов с крайне выразительными сепарационными подростковыми реакциями. Эти подростки в кризисном пубертате – настоящая головная боль для родителей: вызовы в школу, на комиссию по делам несовершеннолетних, конфликты по поводу нарушений установленных правил и мн.др. Если родители сами из того же темпераментного теста, тогда страдания переносятся взрослыми легче.

    Гипертимы очень быстро наравне с подростками неустойчивого типа характера обнаруживают возможность стимулировать себя через психоактивные вещества, сбиваются в стайки с интересом похулиганить, пошалить, сделать жизнь ярче. Некоторые шалости могут доходить до уровня нарушения закона.

    К психологу их обычно приводят измученные родители по своему желанию или по настоятельным просьбам школьной администрации, так как сами гипертимные подростки редко могут изъявить подобную инициативу. При этом удержаться в психологической работе им достаточно сложно, так как здесь нет постоянной новизны и приходится серьезно трудиться, вглядываясь в себя.

    Что же там обнаруживается? По глубокому наблюдению Нэнси Мак -Вильямс, маниакальная динамика личности (именно к этому типу личности в ее психоаналитической диагностике ближе всего гипертимы Личко А. Е.) обнаруживает страхи:
    - близких глубоких отношений,
    - привязанности, так как есть вероятность потерять объект привязанности,
    - дезинтеграции своего Я при остановке и замедлении ритма жизни.

    Самооценка гипертимов поддерживается посредством избегания эмоциональной боли. В психологической работе главный фокус – встреча и тренировка переносимости таких сложных эмоций как печаль и грусть.
    Такие подростки особенно инициативны в психологической работе на этапе гипотимных состояний, когда они сильно переживают из-за изменения своего привычного состояния. У них трудно формируются навыки саморефлексии, на встречах они скорее рассказывают о череде событий в своей жизни. Типичное начало сессии с психологом: «За эту неделю даже не знаю, что произошло; не знаю, что Вам рассказать». Для поиска темы для разговора могут начать пересматривать фотографии, сделанные в перерыве между встречами с психологом, перечитать сделанные по просьбе психолога заметки по поводу свежих событий из своей жизни. Любят обсуждать конкретные ситуации и советоваться, что можно было бы сделать по-другому в той или иной ситуации.

    Психологу важно объяснить подростку его личностные особенности, что ему важно приучать себя утолять сенсорный голод адекватными конструктивными способами (картинг, сноуборд, сплав на байдарке, лагерь скаутского стиля и мн.др). Иначе есть опасность в поиске бОльшего эмоционального допинга начать опасные для жизни и здоровья эксперименты. Очень важна фокусировка в работе на эмоциональной саморегуляции гипертимного подростка, тренировку необходимых навыков через упражнения полезно устраивать прямо на встречах.

    Давать домашнее задание гипертиму в начале психологической работы бесполезно, не тратьте на это свое время. В дальнейшем при укреплении альянса с психологом, появлении у подростка более выраженного интереса к своему внутреннему миру можно подключать и домашние задания хотя бы из разряда «в течение недели понаблюдай за тем, как ты…» Важно уделять внимание параллельной проработке темы личных границ: у гипертимов есть склонность к пограничному поведению (нарушение сеттинга, смешение ролей с психологом («Вы придете ко мне на день рождения?» «Почитайте мою переписку с ним/ней!»)

    В работе с родителями важны две точки:
    1) психологическая поддержка, так как быть родителем гипертимного подростка – непростая задача;
    2) обсуждение темы адекватности поощрений и наказаний, изменения внутрисемейных правил для подростка с учетом его реальных возможностей следовать установкам родителей. Это вечная тема на родительских встречах, так как такой подросток - большой любитель растоптать старательно возведенные родителями заборы правил и ограничений.

    Вот, пожалуй, основное о гипертимах. А в вашей практике встречались такое подроски-фейрверки?

    #психолог#психологаннабудько#аннабудько#работапсихолога#психотипы#подростковыйпсихолог#гипертимы#активныйподросток#подросток#дляпсихологов#полезнознать
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1894
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    Привет, коллеги и друзья! С вами снова на связи я – Олег @[id456424314|Олег Дурнов]! И сегодня у нас очень интересная и важная тема

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

    Как ни удивительно, но попасть к психологу, нарушающему профессиональную этику не так у же и сложно. Поэтому, крайне полезно знать этические принципы работы такого специалиста. Это позволит своевременно защитить себя от психологической травмы и тяжелых переживаний.

    Отцы-основатели современной психотерапии и не подозревали, с какими подводными камнями им придется столкнуться в таких специфических отношениях. Первой сложностью и, наверно, самой главной, с которой встретились первые терапевты, стал вопрос «власти терапевта» и злоупотребление этой властью.

    Эротический перенос стал причиной бурных дискуссий о допустимости сексуальных отношений с доверительницами. Самая, наверно, известная история - это отношения Карла Юнга и Сабины Шпильрейн. Об этом даже есть очень хороший фильм с Кирой Найтли «Опасный метод».

    В дальнейшем использование терапевтами своих доверителей в разных формах и его последствия потребовали от психоаналитических, психотерапевтических сообществ выработки правил, которые были названы этическим кодексом. Его несоблюдение влечет за собой решение этического комитета об исключении коллеги из профессионального сообществ вплоть до лишения лицензии на право работы.

    В нашей стране деятельность психологов специальным законом не регламентируется, а вот у основных профессиональных сообществ (ГПТ, РПА, СРО, ОППЛ, РПО, ЕКПП) есть свои этические кодексы и этические комитеты.

    Основная цель данных документов - использование в работе психолога принципа «не навреди» и исключение возможности злоупотреблений. Как и правила дорожного движения, эти кодексы написаны если и не кровью, то ценой невыносимых душевных страданий и травм как доверителей, так и психологов.

    Готовы подискутировать на тему важнейших этических принципов современного психолога? Тогда до встречи в следующем посте!
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1895
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    СИЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ

    Ну что, коллеги, вот мы и добрались до последнего психотипа, о котором мне хочется рассказать. И речь пойдет об эпилептоидных подростках.

    Данный психотип назван так потому, что есть определенное сходство между особенностями изменения характера у человека при эпилепсии и данным психотипом. У ряда подростковых психиатров бытует мнение, что данные особенности у подростка связаны все-таки с некоторыми неврологическими трудностями, вызванными компенсацией при неглубоких поражениях головного мозга.

    Итак, каковы же особенности этого характера?

    Одна из самых важных черт – сильная и бурная аффективная взрывчатость. Такой подросток может долго копить в себе злость, гнев, недовольство какими-либо ситуациями. Доведенный до края, он может ярко и громко взорваться. Настолько сильно, что способен даже потерять контроль над собой: устроить драку, накричать страшными распоследними словами на самых близких, причинить себе ужасное самоповреждение. Потом ему приходится долго и медленно приходить в себя. В отличие от быстро отходчивых и моментально переключающихся лабильных подростков или чувствующих изнеможение после эмоционального взрыва психастеников, эпилептоидный подросток скорее получает приятную разрядку накопленного напряжения от таких скандалов.

    Основное настроения у эпилептоидного подростка – дисфория, то есть злобно-тоскливое восприятие жизни, постоянное фоновое раздражение и недовольство.

    Эпилептоида отличает желание быть тиранично авторитетным для сверстников, тема власти важна для него. Такой подросток с легкостью может ломать правила, установленные взрослыми, при этом не испытывая угрызений совести и чувства вины. В контакте со сверстниками он скорее ищет не друзей, а своих последователей, исполнителей своей воли.

    Эпилептоида отличает так называемая вязкость и тугоподвижность мышления, то есть неторопливость и медленная переключаемость когнитивных процессов. Они надолго могут застрять на проживании какой-то неприятной для них ситуации. Долго припоминают близким их ошибки. Они тяжело переключаются от одной темы на другую, как бы застревают в ситуации.

    Тонкое уязвимое место эпилептоида – ущемление и притеснение его интересов. Здесь можно встретиться с неудержимой яростью такого подростка.

    Эпилептоиды в силу своей вязкости мышления и тугоподвижности психики склонны буквально прилипать к какому-то человеку. Так, например, я работала с подростком, обладающего эпилептоидными чертами, который был фиксирован на одном знакомом человеке, но при этом не проявлял глубокого интереса к объекту своей симпатии, а скорее сделал в своей внутреннем мире этого человека навязчивой идеей. Подросток не мог объяснить даже, почему он так навязчиво привязался к этому человеку. Павел Волков в своей книге о характерах пишет о том, что эпилептоиду вообще свойственно образование сверхценных идей.

    Эпилептоидного подростка также отличает повышенная чувственность, то есть способность испытывать сильные телесные ощущения. Ему хочется стимулировать себя для получения сильных ощущений. Поэтому такие подростки могут рано начинать сексуальную жизнь, употреблять психоактивные вещества, заниматься опасными видами деятельности. Все ради эмоционально-психической разрядки и получения телесного удовольствия.

    Как вы догадываетесь, психологу приходится непросто в работе с эпилепоидами. Преимущественно в начале работы может не быть даже запроса на работу, редко когда человек с такими чертами характера хочет меняться. Вместе с тем, если такой подросток испытывает психологический дискомфорт и сложности в своей жизни, открыто на это сетует, и данные сложности напрямую связаны с особенностями его характера, тут работа возможна. Также в психологической работе эпилептоидного подростка может удерживать ощущение собственного одиночества. Ему сложно с людьми, и окружающим сложно с ним. Все это и порождает данное чувство.

    Давайте пройдем по основным фокусам внимания в работе с эпилептоидными подростками, а также их родителями.

    С подростком:
    - знакомство подростка со своей эпилептоидной гранью. Обучение конструктивным способам снятия напряжение (покричать в подушку, мышечная релаксация, поприседать/поотжиматься; выругаться наедине с самим собой в безопасном месте и мн.др.). Психологическое сопровождение подростка в поиске подходящих занятий с учетом особенностей личности. Это должны быть экстремальные виды деятельности, где подросток сможет получить ударную дозу адреналина и разрядиться. Сноуборд, картинг, сплав на байдарках и многие другие спортивные секции;
    - в работе важно сделать открытыми и легитимными сложные и социально неодобряемые темы с той же самой целью – помогать психике подростка разряжаться. Обозначьте, что в психологической практике нет никаких запретных тем для обсуждения. Мастурбация, сексуальные отношения подростка, его садистические фантазии и тд и тп;
    - обсуждение темы власти, особенностей того, каким должен быть лидер и что такое эффективное управление;
    - проработка категоричности, вязкости. Изучение разнообразия человеческих характеров, взглядов; тренировка умения видеть одну и ту же ситуацию с позиции разных людей. Обучение стратегиям поиска компромисса. Тренировка переключаемости внимания (например, дать задание – регулярно использовать соответствующие тематические разделы в разнообразных нейротренажерах типа Викиум);
    - сделать открытой в работе тему аддиктивности (это, увы, нередкая сопутствующая история рядом с такими подростками). Проработка неэффективных компульсивных паттернов, поддерживающих аддикцию. Научить замечать, когда начинает образовываться напряжение и оперативно применять способы разрядки для того, чтобы заменить вредный паттерн на полезный.
    Фокусы в работе с родителями:
    - объяснить личностные особенности ребенка. Часто родители сильно расстраиваются из-за того, что не могут дождаться от ребенка теплого эмпатичного отношения к себе. Важно проговорить с родителями вопрос реальных возможностей их ребенка на подобный тип взаимоотношений. Помочь скорректировать до адекватного уровня ожидания родителей;
    - обсудить тему родительских требований по соблюдению правил подростком: требования ни в коем случае не должны быть слишком строгими, иначе подросток может сверхсильно аффективно взрываться.

    Это основные моменты, но если у вас остались вопросы, вы всегда можете написать их в комментариях, я обязательно отвечу. А пока скажите, было полезно?

    #аннабудько#психологаннабудько#психологспб#эпилептойдныйподросток#психотип#настроение#агрессивныйподросток#какжитьсподростком#работапсихолога#дляпсихологов#подростковыйпсихологспб
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1903
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    Привет, коллеги и друзья! С вами снова на связи я – Олег @[id456424314|Олег Дурнов]!
    Неделя пролетела быстро и вот мы снова погружаемся в тему этического кодекса психологов. Это 🔽

    ДЕЛО ПРИНЦИПА

    Давайте пройдемся по основным этическим принципам в работе каждого терапевта.
    1) Любые сексуальные отношения между терапевтом и доверителем запрещены. Также категорически не рекомендуется вступать в такие отношения и после окончания контракта.
    2) Запрещены просьбы обнажиться, прикосновения к доверителям (кроме телесно-ориентированных методов терапии, что отдельно обговаривается до начала работы).
    3) Не рекомендуется проводить терапию своим родственникам, друзьям и знакомым. У терапевта и доверителя не должно быть личных отношений вне кабинета. Большинство этических комитетов считают, что в этом случае терапия не может быть качественной вследствие серьезных искажений под влиянием переноса и контрпереноса.
    4) Рекомендуется, уже начав работать с доверителем, не брать в семейную или параллельную работу его родственников и близких знакомых. В таком случае необходимо продолжать индивидуально работать с доверителем, а на семейную работу отправить к коллеге.
    5) Запрещено использовать доверителя для решения своих личных сложностей. Например, у юриста доверителя просить о консультации. Или предлагать бартер (терапия в обмен на ремонт) доверителю владельцу автосервиса.
    6) Принимать участие в решении текущих жизненных затруднений доверителя, находящихся не в компетенции терапевта. Например, настоятельно рекомендовать знакомого специалиста по ремонту.
    7) Навязчиво давать конкретные советы для решения сложностей доверителя. Например, развестись с мужем, уволиться с работы и прочее.
    8) Запрещено нарушать конфиденциальность доверителей (кроме случаев, отдельно оговоренных в национальном законодательстве). Публиковать любые тексты, используя истории доверителей, можно только с их согласия, специальным образом искажая обстоятельства для обеспечения конфиденциальности доверителя. Тоже относится к публичным выступлениям. Отдельно с доверителем оговаривается вынесение его случая на супервизию.
    9) Навязывание терапевтом своих ценностей доверителю считается нарушением этики. Например, убеждение доверителя принять религиозные или политические ценности терапевта и следовать им.
    10) Нельзя «лечиться об доверителя», то есть рассказывать о своих проблемах и тем самым «воровать время» доверителя.
    11) Нельзя обесценивать чувства доверителя. Например, на слова доверителя «Я чувствую тоску и печаль» отвечать «Это ерунда сходите погуляйте».
    12) Нельзя обвинять доверителя в его психологических травмах. Например, заявлять жертве насилия, что она сама виновата.
    13) Нельзя «привязывать к себе» доверителя, то есть создавать искусственные препятствия к окончанию терапии.
    14) Неэтичным считается предложения об оплате нескольких сессий вперед с предложением дисконта. Это ограничивает свободу доверителей выйти из терапевтических отношений по своему усмотрению.
    15) Встречи терапевта с доверителем могут происходить только в кабинете. Исключения могут быть только при сопровождении клиента, например в самолете при терапии аэрофобии и отдельно оговариваться. Предложение провести сессию в ресторане и оплатить ужин считается этическим нарушением.
    16) Нельзя предлагать доверителям алкоголь, сигареты.
    17) Нельзя обучать доверителя грубым манипуляциям, магическому мышлению. Например, предлагать выполнять магические ритуалы или учить «как сделать так, чтобы тебе подарили мерседес»
    18) Неприемлемы дискриминационные высказывания терапевта о национальности, гендере, вероисповедании, сексуальной ориентации, психическом статусе и социальном положении и других ценностях доверителя.
    19) Терапевт в начале работы в обязательном порядке информирует доверителя о методах своей работы, условиях сотрудничества, способах и размере оплаты и может подписать с доверителем информированное согласие, где прописаны все условия работы.
    20) Терапевт должен осознавать степень своей компетентности в решении трудностей клиента и перенаправлять доверителя к другим коллегам и специалистам смежных профессий. Например, при наличии жалоб доверителя на боли в области грудной клетки терапевт обязан сначала исключить медицинские факторы, а только потом квалифицировать эти боли как психосоматические. То есть условием продолжения работы может быть только обследование у врача. Терапевт должен знать основы психопатологии и своевременно отправлять доверителя на консультацию к врачу психиатру/психотерапевту для установления диагноза и назначения фармакотерапии.
    Выбирая себе психолога, обратите внимание на то, состоит специалист в профессиональных объединениях, где принят этические кодекс и есть этический комитет.
    Почему это важно? Во-первых, вступая в профессиональное объединение, специалист подтверждает свои компетенции, предоставляет свои документы об образовании, то есть Вы уже не попадете к шарлатану, закончившему трёхмесячные курсы по «психологии». Во-вторых, в случае возникновения разногласий с терапевтом у Вас есть возможность обратиться в этический комитет его организации.

    А теперь вопрос: есть ли среди перечисленных принципов те, которые кажутся вам неактуальными на сегодняшний день?
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1908
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно

Новое сообщение