ШИЗОИДЫ
Коллеги, вот мы и добрались до очередного подросткового психотипа - шизоидов.
У подростков с таким ядром личности есть множество особенностей, поэтому мы разберем только некоторые из них.
Одна из самых главных трудностей, с которыми шизоидные подростки обращаются к психологу, звучат с их слов примерно так – «я не понимаю, как устроены люди и отношения между ними; я не понимаю, почему окружающие меня отталкивают».
Среди шизоидов есть самые разные вариации характеров, так как невозможно уместить ни одного человека полностью в прокрустово ложе какой-либо классификации, и я напоминаю, что обсуждение любого из психотипов – это лишь условность, описывающая ту или иную яркую тенденцию в личности подростка. Такая условность удобна нам, практикующим специалистам, с методической точки зрения. Ни одно описание не вмещает все многообразие остальных проявлений подростка. Ведь в одном и том же человеке могут сочетаться самые разные грани.
Итак, возвращаемся к шизоидам и попробуем метафорически представить устройство их внутреннего мира. Шизоид воспринимает реальность как невыспавшийся человек, который улавливает все сигналы намного сильнее, громче, ярче, звонче и тд. Особенно сигналы со стороны людей: взгляды, слова, интонации - все это обрушивается на психику шизоида как огромный мощный водопад, который напрягает, истощает, утомляет. Необходимость переваривать полученную информацию забирает очень много сил. В итоге шизоидная психика быстро истощается, подросток нуждается в аутистическом отдыхе от всех, даже самых близких людей.
У многих шизоидных подростков настолько бесконечный внутренний мир, там выстраиваются целые вселенные, куда подросток может надолго с большим удовольствием заныривать. Полезно оставлять такую возможность шизоиду как его опору и ресурс. Часто близкие люди переживают из-за того, что их шизоидный подросток может часами сидеть в своей комнате, занимаясь чем-то для родителей непонятным. В то время как подросток вполне себе преинтереснейшим образом проводит время, восстанавливается, набирается сил.
Стоит заметить, что такой подросток часто не чувствует, что именно будет уместным в его поведении в той или иной ситуации общения. Наши человеческие коммуникативные игры, когда мы, например, думаем об одном, а говорим совсем другое, тщательно подбирая слова для собеседника, – это вообще взрыв мозга для шизоида. Такие подростки многое могут назвать притворством и лицемерием в сфере взаимодействия людей. Зато с легкостью могут сказать жесткую и жестокую правду глядя в глаза даже самому уважаемому академику всех академических наук вместе взятых или самому близкому-преблизкому для него человеку.
Наконец еще одна интересная яркая особенность шизоидного подростка: сочетание ярко противоположных качеств. В одной ситуации с одним и тем же человеком шизоидный подросток может быть очень тонко чувствительным, а через какое-то время холодным и жестоким. Рассудительным в принятии какого-то решения и внезапно сумасбродным. В моей практике был случай, когда в одно и то же время подросток мог болеть всей душой за экологическую ситуацию в мире, плакать над умирающими от последствий загрязнения мусором несчастными морскими обитателями и тут же забросить и запустить питомца, нуждающегося в заботе своего хозяина.
Подростки-шизоиды чаще всего обращаются с запросами про:
- дефицит навыков взаимодействия с людьми;
- желанием поговорить с кем-то о самих себе, своих интересах, той бесконечной постоянно расширяющейся внутренней вселенной, которая может поглощать такого подростка при дезадаптации.
Психологу важно при работе с такими клиентами обращать внимание на следующие методические моменты:
1) Помогать шизоиду развивать эмоциональный интеллект как способность распознавать свои эмоциональные реакции и чувства, состояния. Многие шизоиды невероятно чувствительные люди, только они в отличие от сенситивов испытывают сложности в назывании и распознавании своих реакций, а уж тем более в эмпатическом присоединении к другому человеку и распознаванию чувств собеседника.
2) Объяснять на понятном для данного подростка языке, как именно устроена та или иная неявная коммуникация между людьми. Например, проговорить, ЧТО именно могут обозначать вздернутые вверх брови у собеседника вашего клиента, когда последний дал такой комментарий «как тебе могла прийти в голову такая глупая мысль?» С некоторыми подростками при объяснении подойдет буквальное прямое объяснение «Когда один человек говорит другому …, то собеседник слышит в этом …». Кому-то понятнее будет объяснение на примере его любимых персонажей.
3) Очень важно объяснять шизоидному подростку, в связи с чем сверстники могут отталкивать его. Что дело не в том, что он плохой или они плохие, а на это есть свои другие причины. Важно помочь подростку дифференцировать его право на свои личностные особенности и право окружающих людей не испытывать прилива нежной симпатии к отгораживающейся от мира личности.
4) Помочь подростку найти свою «фишку», свой талант, который может стать приютом для вдохновения и уединения, что жизненно необходимо такому подростку;
5) В работе с родителями в зависимости от того, что их тревожит, обратить их внимание на особенности их ребенка и разъяснить, как с ним общаться в проблемных семейных ситуациях. Часто в семьях, где растет шизоидный подросток, есть кто-то из близких людей, кто сильно страдает от шизоидной отгороженности своего близкого человека. Важно успокоить такого страдальца, объяснив нюансы внутреннего устройства шизоидной личности. Проговорить, что такой подросток не из садизма может сказать жестокие вещи, а просто потому, что он и вправду так видит мир. Фраза «тебе ужасно не идет этот костюм» от шизоида значит совсем не то, что та же фраза, сказанная эпилептоидным подростком (об этом психотипе речь пойдет дальше).
Последний важный методический комментарий на сегодня: коллеги, не торопитесь делать выводы при явных приметах шизоидных реакций у подростка, что перед вами именно подросток с шизоидным ядром. Дело в том, что часто сенситивные подростки обрастают в процессе жизни шизоидными защитами для того, чтобы выжить в этом перегружающем их чувствительность мире. И поэтому могут производить впечатление шизоидных натур. Стратегии психологической помощи первым и вторым типам подростков отличаются друг от друга. Поэтому так важна внимательность и вдумчивость в нашем деле, несмотря на то, что волнующиеся близкие подростка могут подгонять специалиста своей тревогой.
#аннабудько#психологаннабудько#психологспб#дляпсихологов#психотипы#подростковыйпсихолог#работапсихолога#детскийпсихолог#какработаетпсихолог
Коллеги, вот мы и добрались до очередного подросткового психотипа - шизоидов.
У подростков с таким ядром личности есть множество особенностей, поэтому мы разберем только некоторые из них.
Одна из самых главных трудностей, с которыми шизоидные подростки обращаются к психологу, звучат с их слов примерно так – «я не понимаю, как устроены люди и отношения между ними; я не понимаю, почему окружающие меня отталкивают».
Среди шизоидов есть самые разные вариации характеров, так как невозможно уместить ни одного человека полностью в прокрустово ложе какой-либо классификации, и я напоминаю, что обсуждение любого из психотипов – это лишь условность, описывающая ту или иную яркую тенденцию в личности подростка. Такая условность удобна нам, практикующим специалистам, с методической точки зрения. Ни одно описание не вмещает все многообразие остальных проявлений подростка. Ведь в одном и том же человеке могут сочетаться самые разные грани.
Итак, возвращаемся к шизоидам и попробуем метафорически представить устройство их внутреннего мира. Шизоид воспринимает реальность как невыспавшийся человек, который улавливает все сигналы намного сильнее, громче, ярче, звонче и тд. Особенно сигналы со стороны людей: взгляды, слова, интонации - все это обрушивается на психику шизоида как огромный мощный водопад, который напрягает, истощает, утомляет. Необходимость переваривать полученную информацию забирает очень много сил. В итоге шизоидная психика быстро истощается, подросток нуждается в аутистическом отдыхе от всех, даже самых близких людей.
У многих шизоидных подростков настолько бесконечный внутренний мир, там выстраиваются целые вселенные, куда подросток может надолго с большим удовольствием заныривать. Полезно оставлять такую возможность шизоиду как его опору и ресурс. Часто близкие люди переживают из-за того, что их шизоидный подросток может часами сидеть в своей комнате, занимаясь чем-то для родителей непонятным. В то время как подросток вполне себе преинтереснейшим образом проводит время, восстанавливается, набирается сил.
Стоит заметить, что такой подросток часто не чувствует, что именно будет уместным в его поведении в той или иной ситуации общения. Наши человеческие коммуникативные игры, когда мы, например, думаем об одном, а говорим совсем другое, тщательно подбирая слова для собеседника, – это вообще взрыв мозга для шизоида. Такие подростки многое могут назвать притворством и лицемерием в сфере взаимодействия людей. Зато с легкостью могут сказать жесткую и жестокую правду глядя в глаза даже самому уважаемому академику всех академических наук вместе взятых или самому близкому-преблизкому для него человеку.
Наконец еще одна интересная яркая особенность шизоидного подростка: сочетание ярко противоположных качеств. В одной ситуации с одним и тем же человеком шизоидный подросток может быть очень тонко чувствительным, а через какое-то время холодным и жестоким. Рассудительным в принятии какого-то решения и внезапно сумасбродным. В моей практике был случай, когда в одно и то же время подросток мог болеть всей душой за экологическую ситуацию в мире, плакать над умирающими от последствий загрязнения мусором несчастными морскими обитателями и тут же забросить и запустить питомца, нуждающегося в заботе своего хозяина.
Подростки-шизоиды чаще всего обращаются с запросами про:
- дефицит навыков взаимодействия с людьми;
- желанием поговорить с кем-то о самих себе, своих интересах, той бесконечной постоянно расширяющейся внутренней вселенной, которая может поглощать такого подростка при дезадаптации.
Психологу важно при работе с такими клиентами обращать внимание на следующие методические моменты:
1) Помогать шизоиду развивать эмоциональный интеллект как способность распознавать свои эмоциональные реакции и чувства, состояния. Многие шизоиды невероятно чувствительные люди, только они в отличие от сенситивов испытывают сложности в назывании и распознавании своих реакций, а уж тем более в эмпатическом присоединении к другому человеку и распознаванию чувств собеседника.
2) Объяснять на понятном для данного подростка языке, как именно устроена та или иная неявная коммуникация между людьми. Например, проговорить, ЧТО именно могут обозначать вздернутые вверх брови у собеседника вашего клиента, когда последний дал такой комментарий «как тебе могла прийти в голову такая глупая мысль?» С некоторыми подростками при объяснении подойдет буквальное прямое объяснение «Когда один человек говорит другому …, то собеседник слышит в этом …». Кому-то понятнее будет объяснение на примере его любимых персонажей.
3) Очень важно объяснять шизоидному подростку, в связи с чем сверстники могут отталкивать его. Что дело не в том, что он плохой или они плохие, а на это есть свои другие причины. Важно помочь подростку дифференцировать его право на свои личностные особенности и право окружающих людей не испытывать прилива нежной симпатии к отгораживающейся от мира личности.
4) Помочь подростку найти свою «фишку», свой талант, который может стать приютом для вдохновения и уединения, что жизненно необходимо такому подростку;
5) В работе с родителями в зависимости от того, что их тревожит, обратить их внимание на особенности их ребенка и разъяснить, как с ним общаться в проблемных семейных ситуациях. Часто в семьях, где растет шизоидный подросток, есть кто-то из близких людей, кто сильно страдает от шизоидной отгороженности своего близкого человека. Важно успокоить такого страдальца, объяснив нюансы внутреннего устройства шизоидной личности. Проговорить, что такой подросток не из садизма может сказать жестокие вещи, а просто потому, что он и вправду так видит мир. Фраза «тебе ужасно не идет этот костюм» от шизоида значит совсем не то, что та же фраза, сказанная эпилептоидным подростком (об этом психотипе речь пойдет дальше).
Последний важный методический комментарий на сегодня: коллеги, не торопитесь делать выводы при явных приметах шизоидных реакций у подростка, что перед вами именно подросток с шизоидным ядром. Дело в том, что часто сенситивные подростки обрастают в процессе жизни шизоидными защитами для того, чтобы выжить в этом перегружающем их чувствительность мире. И поэтому могут производить впечатление шизоидных натур. Стратегии психологической помощи первым и вторым типам подростков отличаются друг от друга. Поэтому так важна внимательность и вдумчивость в нашем деле, несмотря на то, что волнующиеся близкие подростка могут подгонять специалиста своей тревогой.
#аннабудько#психологаннабудько#психологспб#дляпсихологов#психотипы#подростковыйпсихолог#работапсихолога#детскийпсихолог#какработаетпсихолог
Источник: https://vk.com/wall-101145330_1881
Пост №47448, опубликован 29 ноя 2023