Гипертимы
А вот и новый пост по психотипам и сегодня поговорим про подростков-гипертимов. Вот уж кто умеет раскрасить атмосферу в кабинете подросткового психолога самыми яркими контрастными красками.
Динамичные, активные, практически всегда в приподнятом настроении. Даже если эмоциональные тучи находят на этих солнечных подростков – это совсем ненадолго. Гипертим быстро стряхивает с себя ненадолго набежавшее огорчение и скачет по жизни вприпрыжку дальше. Такому подростку нужна постоянно сенсорная стимуляция, то есть новые впечатления; они не выносят сенсорную скуку. Особенно важна сфера общения со сверстниками. Родителям точно не придется выковыривать этих ребят из гаджетов разными уловками. Они обожают тусоваться и готовы это делать сутками напролет. Это личности с неуемным темпераментом, постоянно находящиеся в движении каких-то озорных замыслов и задумок. Шумные, не замечающие границ окружающих людей. Гипертимы не любят сложностей, не выдерживают необходимости что-то перетерпеть, на чем-то сконцентрироваться. По этой причине у них часто возникают проблемы в школе. Неусидчивым, быстро начинающим скучать подросткам крайне сложно бывает выдерживать школьный ритм. У них часто возникают поведенческие нарушения из-за потребности стимулировать себя сильными впечатлениями. Очень не любят правила, ограничения, системные требования. Могут пререкаться по поводу ограничений, рано теряют уважение к авторитету взрослых.
Вместе с тем их отличает большая самостоятельность и инициативность. Не переносят ситуации, когда окружающие не прислушиваются к их мнению. У гипертимов по мере взросления могут наступать эпизоды снижения настроения разной степени глубины: гипотимия, субдепрессия и даже депрессивное состояние. По наблюдениям подростковых психиатров, из части гипертимов со временем развиваются циклоиды с чередованием субдепрессивных/депрессивных/гипотимичных фаз и периодов повышенного гипертимного состояния.
Подростков с такими особенностями отличает более раннее физическое и половое развитие.
Важна дифференциальная диагностика гипертимов со следующими вариациями: СДВГ или гиперактивность, истерический/компульсивный/нарциссический типы личности.
Гипертимы - один из самых ярких подростковых психотипов с крайне выразительными сепарационными подростковыми реакциями. Эти подростки в кризисном пубертате – настоящая головная боль для родителей: вызовы в школу, на комиссию по делам несовершеннолетних, конфликты по поводу нарушений установленных правил и мн.др. Если родители сами из того же темпераментного теста, тогда страдания переносятся взрослыми легче.
Гипертимы очень быстро наравне с подростками неустойчивого типа характера обнаруживают возможность стимулировать себя через психоактивные вещества, сбиваются в стайки с интересом похулиганить, пошалить, сделать жизнь ярче. Некоторые шалости могут доходить до уровня нарушения закона.
К психологу их обычно приводят измученные родители по своему желанию или по настоятельным просьбам школьной администрации, так как сами гипертимные подростки редко могут изъявить подобную инициативу. При этом удержаться в психологической работе им достаточно сложно, так как здесь нет постоянной новизны и приходится серьезно трудиться, вглядываясь в себя.
Что же там обнаруживается? По глубокому наблюдению Нэнси Мак -Вильямс, маниакальная динамика личности (именно к этому типу личности в ее психоаналитической диагностике ближе всего гипертимы Личко А. Е.) обнаруживает страхи:
- близких глубоких отношений,
- привязанности, так как есть вероятность потерять объект привязанности,
- дезинтеграции своего Я при остановке и замедлении ритма жизни.
Самооценка гипертимов поддерживается посредством избегания эмоциональной боли. В психологической работе главный фокус – встреча и тренировка переносимости таких сложных эмоций как печаль и грусть.
Такие подростки особенно инициативны в психологической работе на этапе гипотимных состояний, когда они сильно переживают из-за изменения своего привычного состояния. У них трудно формируются навыки саморефлексии, на встречах они скорее рассказывают о череде событий в своей жизни. Типичное начало сессии с психологом: «За эту неделю даже не знаю, что произошло; не знаю, что Вам рассказать». Для поиска темы для разговора могут начать пересматривать фотографии, сделанные в перерыве между встречами с психологом, перечитать сделанные по просьбе психолога заметки по поводу свежих событий из своей жизни. Любят обсуждать конкретные ситуации и советоваться, что можно было бы сделать по-другому в той или иной ситуации.
Психологу важно объяснить подростку его личностные особенности, что ему важно приучать себя утолять сенсорный голод адекватными конструктивными способами (картинг, сноуборд, сплав на байдарке, лагерь скаутского стиля и мн.др). Иначе есть опасность в поиске бОльшего эмоционального допинга начать опасные для жизни и здоровья эксперименты. Очень важна фокусировка в работе на эмоциональной саморегуляции гипертимного подростка, тренировку необходимых навыков через упражнения полезно устраивать прямо на встречах.
Давать домашнее задание гипертиму в начале психологической работы бесполезно, не тратьте на это свое время. В дальнейшем при укреплении альянса с психологом, появлении у подростка более выраженного интереса к своему внутреннему миру можно подключать и домашние задания хотя бы из разряда «в течение недели понаблюдай за тем, как ты…» Важно уделять внимание параллельной проработке темы личных границ: у гипертимов есть склонность к пограничному поведению (нарушение сеттинга, смешение ролей с психологом («Вы придете ко мне на день рождения?» «Почитайте мою переписку с ним/ней!»)
В работе с родителями важны две точки:
1) психологическая поддержка, так как быть родителем гипертимного подростка – непростая задача;
2) обсуждение темы адекватности поощрений и наказаний, изменения внутрисемейных правил для подростка с учетом его реальных возможностей следовать установкам родителей. Это вечная тема на родительских встречах, так как такой подросток - большой любитель растоптать старательно возведенные родителями заборы правил и ограничений.
Вот, пожалуй, основное о гипертимах. А в вашей практике встречались такое подроски-фейрверки?
#психолог#психологаннабудько#аннабудько#работапсихолога#психотипы#подростковыйпсихолог#гипертимы#активныйподросток#подросток#дляпсихологов#полезнознать
А вот и новый пост по психотипам и сегодня поговорим про подростков-гипертимов. Вот уж кто умеет раскрасить атмосферу в кабинете подросткового психолога самыми яркими контрастными красками.
Динамичные, активные, практически всегда в приподнятом настроении. Даже если эмоциональные тучи находят на этих солнечных подростков – это совсем ненадолго. Гипертим быстро стряхивает с себя ненадолго набежавшее огорчение и скачет по жизни вприпрыжку дальше. Такому подростку нужна постоянно сенсорная стимуляция, то есть новые впечатления; они не выносят сенсорную скуку. Особенно важна сфера общения со сверстниками. Родителям точно не придется выковыривать этих ребят из гаджетов разными уловками. Они обожают тусоваться и готовы это делать сутками напролет. Это личности с неуемным темпераментом, постоянно находящиеся в движении каких-то озорных замыслов и задумок. Шумные, не замечающие границ окружающих людей. Гипертимы не любят сложностей, не выдерживают необходимости что-то перетерпеть, на чем-то сконцентрироваться. По этой причине у них часто возникают проблемы в школе. Неусидчивым, быстро начинающим скучать подросткам крайне сложно бывает выдерживать школьный ритм. У них часто возникают поведенческие нарушения из-за потребности стимулировать себя сильными впечатлениями. Очень не любят правила, ограничения, системные требования. Могут пререкаться по поводу ограничений, рано теряют уважение к авторитету взрослых.
Вместе с тем их отличает большая самостоятельность и инициативность. Не переносят ситуации, когда окружающие не прислушиваются к их мнению. У гипертимов по мере взросления могут наступать эпизоды снижения настроения разной степени глубины: гипотимия, субдепрессия и даже депрессивное состояние. По наблюдениям подростковых психиатров, из части гипертимов со временем развиваются циклоиды с чередованием субдепрессивных/депрессивных/гипотимичных фаз и периодов повышенного гипертимного состояния.
Подростков с такими особенностями отличает более раннее физическое и половое развитие.
Важна дифференциальная диагностика гипертимов со следующими вариациями: СДВГ или гиперактивность, истерический/компульсивный/нарциссический типы личности.
Гипертимы - один из самых ярких подростковых психотипов с крайне выразительными сепарационными подростковыми реакциями. Эти подростки в кризисном пубертате – настоящая головная боль для родителей: вызовы в школу, на комиссию по делам несовершеннолетних, конфликты по поводу нарушений установленных правил и мн.др. Если родители сами из того же темпераментного теста, тогда страдания переносятся взрослыми легче.
Гипертимы очень быстро наравне с подростками неустойчивого типа характера обнаруживают возможность стимулировать себя через психоактивные вещества, сбиваются в стайки с интересом похулиганить, пошалить, сделать жизнь ярче. Некоторые шалости могут доходить до уровня нарушения закона.
К психологу их обычно приводят измученные родители по своему желанию или по настоятельным просьбам школьной администрации, так как сами гипертимные подростки редко могут изъявить подобную инициативу. При этом удержаться в психологической работе им достаточно сложно, так как здесь нет постоянной новизны и приходится серьезно трудиться, вглядываясь в себя.
Что же там обнаруживается? По глубокому наблюдению Нэнси Мак -Вильямс, маниакальная динамика личности (именно к этому типу личности в ее психоаналитической диагностике ближе всего гипертимы Личко А. Е.) обнаруживает страхи:
- близких глубоких отношений,
- привязанности, так как есть вероятность потерять объект привязанности,
- дезинтеграции своего Я при остановке и замедлении ритма жизни.
Самооценка гипертимов поддерживается посредством избегания эмоциональной боли. В психологической работе главный фокус – встреча и тренировка переносимости таких сложных эмоций как печаль и грусть.
Такие подростки особенно инициативны в психологической работе на этапе гипотимных состояний, когда они сильно переживают из-за изменения своего привычного состояния. У них трудно формируются навыки саморефлексии, на встречах они скорее рассказывают о череде событий в своей жизни. Типичное начало сессии с психологом: «За эту неделю даже не знаю, что произошло; не знаю, что Вам рассказать». Для поиска темы для разговора могут начать пересматривать фотографии, сделанные в перерыве между встречами с психологом, перечитать сделанные по просьбе психолога заметки по поводу свежих событий из своей жизни. Любят обсуждать конкретные ситуации и советоваться, что можно было бы сделать по-другому в той или иной ситуации.
Психологу важно объяснить подростку его личностные особенности, что ему важно приучать себя утолять сенсорный голод адекватными конструктивными способами (картинг, сноуборд, сплав на байдарке, лагерь скаутского стиля и мн.др). Иначе есть опасность в поиске бОльшего эмоционального допинга начать опасные для жизни и здоровья эксперименты. Очень важна фокусировка в работе на эмоциональной саморегуляции гипертимного подростка, тренировку необходимых навыков через упражнения полезно устраивать прямо на встречах.
Давать домашнее задание гипертиму в начале психологической работы бесполезно, не тратьте на это свое время. В дальнейшем при укреплении альянса с психологом, появлении у подростка более выраженного интереса к своему внутреннему миру можно подключать и домашние задания хотя бы из разряда «в течение недели понаблюдай за тем, как ты…» Важно уделять внимание параллельной проработке темы личных границ: у гипертимов есть склонность к пограничному поведению (нарушение сеттинга, смешение ролей с психологом («Вы придете ко мне на день рождения?» «Почитайте мою переписку с ним/ней!»)
В работе с родителями важны две точки:
1) психологическая поддержка, так как быть родителем гипертимного подростка – непростая задача;
2) обсуждение темы адекватности поощрений и наказаний, изменения внутрисемейных правил для подростка с учетом его реальных возможностей следовать установкам родителей. Это вечная тема на родительских встречах, так как такой подросток - большой любитель растоптать старательно возведенные родителями заборы правил и ограничений.
Вот, пожалуй, основное о гипертимах. А в вашей практике встречались такое подроски-фейрверки?
#психолог#психологаннабудько#аннабудько#работапсихолога#психотипы#подростковыйпсихолог#гипертимы#активныйподросток#подросток#дляпсихологов#полезнознать
Источник: https://vk.com/wall-101145330_1894
Пост №48359, опубликован 2 дек 2023