Мы используем файлы cookie.
Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ЗАПРОСА НЕТ

    Добрый вечер, коллеги!
    Как и обещала, начинаю разбирать тему, которую вы, друзья, выбрали сами. И сегодня мы поговорим про подростков без запроса.

    Такой подросток оказывается в кабинете психолога одним из способов:

    1⃣ Родители переживают за изменения в состоянии или поведении ребенка, которые вызывают у них сложные чувства: тревогу, злость, растерянность и др. Родители хотят разобраться, ЧТО происходит. Хотят что-то поменять в состоянии или поведении своего чада, чтобы ему лучше жилось на белом свете.

    2⃣ Сам подросток чувствует какое-то внутреннее или внешнее психологическое неблагополучие и дискомфорт;

    3⃣ Более далекое окружение подростка, где он вращается (школа, секция, лагерь, другие родственники), замечают неблагополучие через его поведение. Сторонние наблюдатели начинают бить тревогу и призывают родителей «что-то с этим сделать».

    Бывает, что подросток не может сформулировать психологу запрос на работу по разным причинам:

    1⃣ Ребенку трудно осознать, что именно причиняет ему душевный дискомфорт;

    2⃣ Подросток и не собирался идти к психологу, его привели. Сам он не считает необходимым такую работу;

    3⃣ Подросток в принципе не против встреч с психологом, но не очень понимает, по поводу ЧЕГО имеет смысл общаться с психологом.

    Что можно делать подростковому специалисту в каждом из случаев:

    1⃣ Если подросток признается, что его что-то терзает, но непонятно, ЧТО именно, можно настроить подростка на совместное исследование его личности, жизни. Это поможет распознать точку его психологического дискомфорта. То есть какое-то время вы будете работать без четкого запроса. Нередко бывает так, что подросток в данном случае формулирует свой запрос следующим образом - «хочу к вам приходить, чтобы просто обсуждать себя и свою жизнь. Больше нигде я таким образом не могу узнавать себя». Психологические рабочие отношения уникальны тем, что их отличают несколько моментов, которые есть только в этом виде отношений:
    • Безоценочность визави: психолог находится в позиции эмпатичного исследователя того, как устроена личность клиента и как он взаимодействует с окружающим миром. Психолог непредвзято относится к клиенту: ничего не ждет специального от подростка, не навязывает свою точку зрения. Подросток может говорить абсолютно что угодно в кабинете, психолог на все смотрит как на материал для работы. Естественно, есть этические рамки взаимодействия клиента и психолога, но не об этом сейчас речь. Подросток может говорить про свои самые сокровенные мысли, идеи, чувства.
    • Специалист обладает большим запасом специальных знаний о закономерностях психических и психологических процессов в человеке и между людьми, что может дать подростку новые модели и способы разрешения трудностей.

    2⃣ В ситуации второго типа можно предложить прийти на 2-3 встречи, чтобы дать возможность распробовать психологическую работу на вкус. Если и после пробного периода подросток повторяет, что ему не актуальна работа со специалистом, отпускаем птичку с напутствием в стиле – «теперь ты знаешь, что в случае необходимости есть и такой инструмент как работа с психологом». Переключаемся на консультирование родителей подростка. В таких случаях всегда несколько встреч посвящается работе с тем, КАК именно родителям вести себя в сложившейся ситуации со своим чадом.

    В ситуациях второго типа также может оказаться эффективным предложение родителям и подростку совместной семейной работы по налаживанию внутрисемейных отношений. Подростки в таких случаях нередко охотно соглашаются на данный формат, чтобы наконец в присутствии специально подготовленного профессионала высказать родителям наболевшее;

    3⃣ В ситуациях третьего типа получается, что подростку в принципе интересно исследовать себя, но у него нет субъективного чувства психологического дискомфорта. В таких случаях может начинаться работа скорее профилактического характера, во время которой несовершеннолетние клиенты открыты к экспериментам с самыми разными техниками: метафорическими картами, арт-терапией, песком и мн. др.

    Далее возможно углубление работы и вызревание конкретного запроса у клиента, либо подросток благодарно раскланивается с психологом, уходит жить дальше свою интересную подростковую жизнь. Нередко такие подростки объявляются на горизонте психолога через несколько лет с новыми вопросами. Как отрадно бывает видеть накопленный на предыдущих этапах работы психологический опыт саморефлексии у клиента, его «прокачанность» по вопросам личностных изменений. Работа тогда идет не в пример быстрее.

    Вот вроде бы и все, если коротко.
    Но если у вас есть вопросы, пишите в комментариях, я обязательно отвечу!

    #психологияличности #аннабудько #психологаннабудько #работапсихолога...
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1934
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    Одна из самых моих главных помощниц в работе))) часто привожу ее домой для «хирургических» манипуляций. Милые детишки то ноги Бабке оторвут, то метлу сломают) а потом страдают и скучают без нее во время нахождения Яги в «палате интенсивной терапии»))))))
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1935
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    Приветствую всех в Новом году и по сложившейся традиции сегодня с вами я – Олег @[id456424314|Олег Дурнов]!
    На повестке дня очень важная тема, которая у многих вызывает вопросы.
    КАК И ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ ПРОИСХОДИТ ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ С ПСИХОЛОГОМ?
    Рано или поздно любой процесс подходит к окончанию, в том числе и работа с психологом.
    Давайте поговорим про то, какие варианты окончания работы бывают, со стороны доверителя.

    1)Запрос выполнен, доверитель понимает, что с помощью психолога смог осознать и найти в себе силы и ресурсы разрешить свои сложности. В общем тут вариант приятный для психолога и полезный для доверителя.

    2) Доверитель в процессе работы понимает, что сделана большая работа и больше нет сил или очень страшно двигаться дальше. Обычно так происходит когда в процессе работы над запросом человека выясняются глубинные причины трудностей или всплывают серьезные детские травмы. Это важно обсудить на заключительной встрече. Так бывает часто, что люди ходят к психологу или разным психологам в разные периоды своей жизни в несколько заходов.

    3) Доверитель осознает, что на самом деле не хочет изменений. После проработки запроса приходит осознание, что дальнейшая работа приведет к серьезным изменениям в образе жизни, смене окружения привычных способов общения. Например, это часто бывает, когда возникает вопрос «оставаться в браке или отношениях с близким человеком?».

    4) У доверителя сформированный тип «отвергающей привязанности»
    и/или ведущая психологическая защита «обесценивание». Как только терапевтические отношения с психологом становятся более близкими такие люди «пугаются близости», им очень страшно быть уязвимыми и в первом случае сбегают из работы с психологом, а во втором обесценивают психолога, выражают свое недовольство, и громко хлопают дверью.

    5) Нарушение некоторыми коллегами этических и профессиональных норм, к сожалению так же приводит к отказу от работы с таким психологом и вызывает в дальнейшем недоверие к представителям нашей профессии.

    6) И конечно причиной отказа от работы с психологом могут быть разные сложные жизненные обстоятельства человека, когда исчезает возможность регулярно встречаться с психологом и оплачивать его работу.

    В моем контракте с доверителями есть обязательный пункт про завершающую встречу.
    Как показывает практика, если человек все-таки приходит, мы подробно обсуждаем его желание завершить наши встречи, разбираемся в причинах и работа часто продолжается.

    Накидывайте ваши варианты завершения работы!

    А в следующее воскресение мы поговорим, как и при каких обстоятельствах, сам психолог может инициировать завершение работы с доверителем!
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1937
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    «ОНО ТЕБЕ НАДО?»

    И снова здравствуйте, коллеги!

    Сегодня предлагаю поговорить о мотивации. А именно ответить на вопрос: зачем подросток приходит к психологу, что им движет и как при различной мотивации вести себя специалисту.

    По моему глубокому убеждению, подростковому психологу принципиально важно проговаривать со своим несовершеннолетним клиентом на первых встречах цели совместной работы. Важно увидеть мотивацию подростка, то есть причины, побуждающие его приходить из недели в неделю в кабинет специалиста. Это позволит юному клиенту серьезно относиться к происходящему в кабинете и брать на себя свою долю ответственности за полезные изменения, пользоваться сформированными в ходе работы навыками и умениями в дальнейшей жизни.

    Современные подростки могут выбирать работать с психологом по самым разным причинам:
    • Подросток проявляет инициативу к сотрудничеству с психологом, четко замотивирован на проработку своих трудностей. Вот формулировки запросов самих подростков: «не умею дружить»; «слишком часто грущу»; «не понимаю, кем хочу быть» и многие другие варианты. Среди части тинейджеров это становится обычной практикой разрешения своих психологических трудностей, как внутренних, так и в межличностных отношениях. Особенно это касается подростков, живущих в мегаполисах. В больших городах нагрузка на психику ребенка интенсивнее, этот фактор в том числе сказывается на популярности такого инструмента для выравнивания состояния как психологическая работа. Ребята могут получать помощь как в индивидуальном, так и в групповом форматах. Психологические группы могут выполнять разные задачи: тренировка нужного навыка у подростка (например, управление временем), улучшение коммуникативных умений в общении со сверстниками, расширение знаний о своих личностных особенностях и других людей, что помогает в целом повысить качество жизни.

    • По самым разным причинам у подростка могут возникать сложности в психическом состоянии и в отношениях с окружающими людьми. Это замечает и сам ребенок, и его родители, и другие окружающие люди. Вместе с тем запросы у родителей и у подростка могут существенным образом отличаться. Например, родителей может сильнее всего беспокоить снижение школьной успеваемости, а подростка волновать сложности в отношениях с друзьями. Тогда психологу очень важно найти компромисс между запросами, так как заказчики услуги – родители, а клиент – подросток. Психолог работает с актуальными для подростка вопросами, параллельно включая в обсуждение или проработку другие выявляющиеся трудности подростка. При условии хорошего альянса со специалистом у подростка обычно не вызывает протеста эмпатическое обозначение психологом и других важных для проработки и улучшения качества жизни подростка вопросов.

    • У подростка нет четкой мотивации к работе с психологом. Он не знает о возможностях такой формы помощи или из-за своего предыдущего неудачного опыта обращения к психологу или неуспешного опыта кого-то из своих знакомых скептически относится к такому виду услуги. На первичной встрече с подростком психолог обязательно всегда уточняет данные вопросы. В первом случае (у подростка нет понимания возможностей такого формата получения помощи) специалист ясно и просто описывает суть своей работы и каким именно образом могут произойти полезные для подростка перемены в его жизни благодаря такой работе. Кратко речь с подростком может идти о следующем: во время психологической работы специалист помогает тебе понять, как именно организована твоя личность, какими способами ты реагируешь на те или иные ситуации, в связи с какими твоими личностными особенностями или психологическими закономерностями взаимодействия людей формируются те трудности, которые мешают тебе жить. Подыскиваются новые более подходящие и адаптивные способы, с помощью которых ты можешь решать свои затруднения.
    Во втором случае (неудачный предыдущий опыт обращения к специалисту) психологу важно набраться терпения, ведь разрушенное доверие сложно заново выстроить, на это требуется немало времени. Также важно договориться с подростком, о том что он будет проговаривать вслух любые свои сомнения и недовольства от взаимодействия с психологом. Подросткам данной группы важно дать время для вызревания у них мотивации к работе.
    • Подростка что-то тревожит в своем состоянии и жизни, он очень даже не против общаться с психологом, однако из-за непонимания себя у него нет четких целей на психологическую работу и нет мотивации к изменениям. Как обычно подростки говорят в таких случаях: мне плохо, а почему – не понимаю. Тогда психолог обозначает подростку и родителям, что несколько встреч может уйти на прояснение запроса на дальнейшую работу для того, чтобы была понятна цель изменений. В рамках ситуаций подобного типа бывает, что четкого запроса так и не появляется, подросток обозначает, что ходит на встречи с психологом для того, чтобы выговариваться обо всем с кем-то без каких-либо ограничений.

    • Подросток испытывает очень ощутимый для него эмоционально-психологический дискомфорт, однако полностью винит в этом окружающих людей: родителей, друзей, учителей и всех-всех. Совершенно не видит то, каким именно образом он сам участвует в повторении тех или иных проблемных для него ситуаций. Психологические механизмы защиты отрицания и вытеснения никто не отменял. Соответственно и речи не идет о четкой мотивации на работу, так как таким подросткам нужно время для формирования способности видеть закономерности между своими личностными особенностями, собственным поведением и теми ситуациями, которые вызывают у них дискомфорт. Психологу крайне важно в таких случаях продвигаться неторопливо и запасаться терпением. Ведь психологические защиты и незрелость личности подростка могут долгое время блокировать его психологические изменения. Бывают, увы, случаи, когда подросток так и продолжает инфантильно защищаться от идеи собственной ответственности за свою жизнь, он так и выбирает позицию «все дураки, один/одна я красивый/красивая». Бывает мы видим таких уже взрослых людей, переносящих ответственность за свои неудачи на кого угодно, кроме самих себя. Вместе с тем подростки – все-таки в большинстве своем достаточно пластичные люди. При достаточном терпении родителей, психолога и крепком рабочем альянсе с семьей в ситуациях подобного типа могут начать происходить важные и полезные для подростка процессы.

    P.S. Позируем с дочей на фото))))

    #аннабудько#психологаннабудько#пропсихологию#психологспб#детскийпсихологспб#подростковыйпсихологспб#мотивация#какработаетпсихолог#дляпсихологов#полезнознать#вкабинетепсихолога

    ...
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1942
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    МОЙ ВЫБОР

    Несколько дней назад под постом о мотивации подростков мы немного поговорили о том, что многие коллеги избегают и открещиваются от работы именно с подростками. Действительно, таких коллег много и они ни за какие коврижки не готовы работать со столь неоднозначным контингентом. Слишком уж специфична эта история.

    На самом деле в моей практике достаточно много клиентов взрослых людей, как в индивидуальной работе, так и супружеские пары. Я много работаю с целыми семьями, маленькими детьми дошкольного возраста, а также учениками начальной школы. Диапазон возраста моих клиентов от 3 до 64 лет. Как специалиста с психодинамическим мышлением меня сильно вдохновляет возможность видеть на примере разных людей (разного возраста, пола, жизненных историй, ценностей, мировоззрений, характеров) ниточку развития жизненного пути от одного возрастного этапа к другому. Как человек делает тот или иной свой выбор, на что именно опирается при каждом своем решении, каким образом может происходить надлом личности и благодаря чему человек встает на ноги и идет дальше.

    Вместе с тем с давних пор именно подростковый период привлекает меня особенно сильно. Время, когда происходит формирование ядра личности, окончательно становится видимым фундамент человека. И сколько при этом хрупкости в этом возрасте. Это период сильных контрастов, ярких противоречий. Такие явления приковывают мое внимание к себе, я включаюсь в эти процессы как эмоционально, так и со стороны исследователя.

    Также мне интересно взаимодействие с родителями подростка. Я сильно верю в то, что родители всегда, несмотря на все сложности своего отношения ко взрослеющему ребенку, даже в самых сложных крайних случаях, когда родитель признается, что и вправду не любит своего ребенка, все равно в самой своей глубине выберет возможность поиска компромисса во благо ребенка. В работе с родителями именно это меня и привлекает: совместный творческий поиск и организация семейного общения таким образом, чтобы близкие люди начали слышать друг друга. Или в случае невозможности построения эмоционально близких отношений, такое тоже бывает, нашли бы компромиссный вариант совместной жизни. В этом моменте работы меня сильно поддерживает интерес к организации процесса и тому, как устроена система. Как между собой взаимодействуют разные члены семьи как элементы целого, как они влияют друг на друга.
    Мои опоры в интересе к подростковому периоду:
    • Захватывающий интерес с детства к художественным книгам, где на первом плане находились переплетения человеческих взаимоотношений;
    • Личный опыт непростого предподросткового периода, когда я в 9 лет встретилась с первой серьезной потерей важного человека — мамы. Думаю, переработка именно этого сложного детского опыта во многом явилось причиной моего выбора в сторону помогающей профессии и определило большое количество тяжелых подростков с глубокими психологическими трудностями и разными психическими расстройствами в моей практике;
    • Сильный интерес к преподаванию: уже лет с 9-10 я мечтала стать учителем. В моем роду немало педагогов, например, директор школы, бабушка Ольга, или кандидат педагогических наук, моя тетя Галя, которая была советником министерства образования Кубы по налаживаю образовательной системы этой страны. В старших классах я впервые начала вести дополнительные уроки ребятам начальной школы. Это был класс ребят с диагнозом задержки психического развития. Думаю, именно тогда во мне проснулся педагог-исследователь. Я с большим интересом и удовольствием проводила долгие часы в библиотеке, подбирая методические материалы для этих ребят с учетом их личностных и когнитивных особенностей, наблюдала за ними и выстраивала с ними общение. Дальше педагогический класс в старших классах в рамках занятий УПК (мои сверстники наверняка помнят такие полезности). Далее педагогический вуз, работа учителем в школе, работа в «Большой перемене» с большим количеством подростков. И на каждом из этих этапов, находясь рядом с подростками/их родителями, я ощущала себя на своем месте.

    По мере приобретения профессионального психологического опыта все сильнее становилась потребность видеть закономерности в наблюдаемых процессах и выработке стратегий разрешения психологических трудностей. Для меня было интересным исследовать то, как переплетения самых разных факторов оказывают влияние на построение жизненного пути подростковой судьбы. Каждый раз я наблюдаю за этими процессами с замиранием сердца и внутренним восторгом от того, как многое мы люди можем менять в себе и своих жизнях, стоит только этого захотеть. Естественно, вместе с этим приходится видеть и другие ситуации, где взрослеющий человек или семья по каким-то своим причинам отказываются делать выбор в сторону жизни, здоровья, полезных перемен.
    Рядом с подростковыми процессами вблизи можно наблюдать процесс, к которому подходит метафора про «зарождения космоса из хаоса». Это поистине интересно и удивительно!

    #аннабудько#психологаннабудько#психологспб#подростковыйпсихологспб#детскийпсихологспб#работапсихолога#мойвыбор
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1948
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно

Новое сообщение