Мы используем файлы cookie.
Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    «ОНО ТЕБЕ НАДО?»

    И снова здравствуйте, коллеги!

    Сегодня предлагаю поговорить о мотивации. А именно ответить на вопрос: зачем подросток приходит к психологу, что им движет и как при различной мотивации вести себя специалисту.

    По моему глубокому убеждению, подростковому психологу принципиально важно проговаривать со своим несовершеннолетним клиентом на первых встречах цели совместной работы. Важно увидеть мотивацию подростка, то есть причины, побуждающие его приходить из недели в неделю в кабинет специалиста. Это позволит юному клиенту серьезно относиться к происходящему в кабинете и брать на себя свою долю ответственности за полезные изменения, пользоваться сформированными в ходе работы навыками и умениями в дальнейшей жизни.

    Современные подростки могут выбирать работать с психологом по самым разным причинам:
    • Подросток проявляет инициативу к сотрудничеству с психологом, четко замотивирован на проработку своих трудностей. Вот формулировки запросов самих подростков: «не умею дружить»; «слишком часто грущу»; «не понимаю, кем хочу быть» и многие другие варианты. Среди части тинейджеров это становится обычной практикой разрешения своих психологических трудностей, как внутренних, так и в межличностных отношениях. Особенно это касается подростков, живущих в мегаполисах. В больших городах нагрузка на психику ребенка интенсивнее, этот фактор в том числе сказывается на популярности такого инструмента для выравнивания состояния как психологическая работа. Ребята могут получать помощь как в индивидуальном, так и в групповом форматах. Психологические группы могут выполнять разные задачи: тренировка нужного навыка у подростка (например, управление временем), улучшение коммуникативных умений в общении со сверстниками, расширение знаний о своих личностных особенностях и других людей, что помогает в целом повысить качество жизни.

    • По самым разным причинам у подростка могут возникать сложности в психическом состоянии и в отношениях с окружающими людьми. Это замечает и сам ребенок, и его родители, и другие окружающие люди. Вместе с тем запросы у родителей и у подростка могут существенным образом отличаться. Например, родителей может сильнее всего беспокоить снижение школьной успеваемости, а подростка волновать сложности в отношениях с друзьями. Тогда психологу очень важно найти компромисс между запросами, так как заказчики услуги – родители, а клиент – подросток. Психолог работает с актуальными для подростка вопросами, параллельно включая в обсуждение или проработку другие выявляющиеся трудности подростка. При условии хорошего альянса со специалистом у подростка обычно не вызывает протеста эмпатическое обозначение психологом и других важных для проработки и улучшения качества жизни подростка вопросов.

    • У подростка нет четкой мотивации к работе с психологом. Он не знает о возможностях такой формы помощи или из-за своего предыдущего неудачного опыта обращения к психологу или неуспешного опыта кого-то из своих знакомых скептически относится к такому виду услуги. На первичной встрече с подростком психолог обязательно всегда уточняет данные вопросы. В первом случае (у подростка нет понимания возможностей такого формата получения помощи) специалист ясно и просто описывает суть своей работы и каким именно образом могут произойти полезные для подростка перемены в его жизни благодаря такой работе. Кратко речь с подростком может идти о следующем: во время психологической работы специалист помогает тебе понять, как именно организована твоя личность, какими способами ты реагируешь на те или иные ситуации, в связи с какими твоими личностными особенностями или психологическими закономерностями взаимодействия людей формируются те трудности, которые мешают тебе жить. Подыскиваются новые более подходящие и адаптивные способы, с помощью которых ты можешь решать свои затруднения.
    Во втором случае (неудачный предыдущий опыт обращения к специалисту) психологу важно набраться терпения, ведь разрушенное доверие сложно заново выстроить, на это требуется немало времени. Также важно договориться с подростком, о том что он будет проговаривать вслух любые свои сомнения и недовольства от взаимодействия с психологом. Подросткам данной группы важно дать время для вызревания у них мотивации к работе.
    • Подростка что-то тревожит в своем состоянии и жизни, он очень даже не против общаться с психологом, однако из-за непонимания себя у него нет четких целей на психологическую работу и нет мотивации к изменениям. Как обычно подростки говорят в таких случаях: мне плохо, а почему – не понимаю. Тогда психолог обозначает подростку и родителям, что несколько встреч может уйти на прояснение запроса на дальнейшую работу для того, чтобы была понятна цель изменений. В рамках ситуаций подобного типа бывает, что четкого запроса так и не появляется, подросток обозначает, что ходит на встречи с психологом для того, чтобы выговариваться обо всем с кем-то без каких-либо ограничений.

    • Подросток испытывает очень ощутимый для него эмоционально-психологический дискомфорт, однако полностью винит в этом окружающих людей: родителей, друзей, учителей и всех-всех. Совершенно не видит то, каким именно образом он сам участвует в повторении тех или иных проблемных для него ситуаций. Психологические механизмы защиты отрицания и вытеснения никто не отменял. Соответственно и речи не идет о четкой мотивации на работу, так как таким подросткам нужно время для формирования способности видеть закономерности между своими личностными особенностями, собственным поведением и теми ситуациями, которые вызывают у них дискомфорт. Психологу крайне важно в таких случаях продвигаться неторопливо и запасаться терпением. Ведь психологические защиты и незрелость личности подростка могут долгое время блокировать его психологические изменения. Бывают, увы, случаи, когда подросток так и продолжает инфантильно защищаться от идеи собственной ответственности за свою жизнь, он так и выбирает позицию «все дураки, один/одна я красивый/красивая». Бывает мы видим таких уже взрослых людей, переносящих ответственность за свои неудачи на кого угодно, кроме самих себя. Вместе с тем подростки – все-таки в большинстве своем достаточно пластичные люди. При достаточном терпении родителей, психолога и крепком рабочем альянсе с семьей в ситуациях подобного типа могут начать происходить важные и полезные для подростка процессы.

    P.S. Позируем с дочей на фото))))

    #аннабудько#психологаннабудько#пропсихологию#психологспб#детскийпсихологспб#подростковыйпсихологспб#мотивация#какработаетпсихолог#дляпсихологов#полезнознать#вкабинетепсихолога

    ...
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1942
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    МОЙ ВЫБОР

    Несколько дней назад под постом о мотивации подростков мы немного поговорили о том, что многие коллеги избегают и открещиваются от работы именно с подростками. Действительно, таких коллег много и они ни за какие коврижки не готовы работать со столь неоднозначным контингентом. Слишком уж специфична эта история.

    На самом деле в моей практике достаточно много клиентов взрослых людей, как в индивидуальной работе, так и супружеские пары. Я много работаю с целыми семьями, маленькими детьми дошкольного возраста, а также учениками начальной школы. Диапазон возраста моих клиентов от 3 до 64 лет. Как специалиста с психодинамическим мышлением меня сильно вдохновляет возможность видеть на примере разных людей (разного возраста, пола, жизненных историй, ценностей, мировоззрений, характеров) ниточку развития жизненного пути от одного возрастного этапа к другому. Как человек делает тот или иной свой выбор, на что именно опирается при каждом своем решении, каким образом может происходить надлом личности и благодаря чему человек встает на ноги и идет дальше.

    Вместе с тем с давних пор именно подростковый период привлекает меня особенно сильно. Время, когда происходит формирование ядра личности, окончательно становится видимым фундамент человека. И сколько при этом хрупкости в этом возрасте. Это период сильных контрастов, ярких противоречий. Такие явления приковывают мое внимание к себе, я включаюсь в эти процессы как эмоционально, так и со стороны исследователя.

    Также мне интересно взаимодействие с родителями подростка. Я сильно верю в то, что родители всегда, несмотря на все сложности своего отношения ко взрослеющему ребенку, даже в самых сложных крайних случаях, когда родитель признается, что и вправду не любит своего ребенка, все равно в самой своей глубине выберет возможность поиска компромисса во благо ребенка. В работе с родителями именно это меня и привлекает: совместный творческий поиск и организация семейного общения таким образом, чтобы близкие люди начали слышать друг друга. Или в случае невозможности построения эмоционально близких отношений, такое тоже бывает, нашли бы компромиссный вариант совместной жизни. В этом моменте работы меня сильно поддерживает интерес к организации процесса и тому, как устроена система. Как между собой взаимодействуют разные члены семьи как элементы целого, как они влияют друг на друга.
    Мои опоры в интересе к подростковому периоду:
    • Захватывающий интерес с детства к художественным книгам, где на первом плане находились переплетения человеческих взаимоотношений;
    • Личный опыт непростого предподросткового периода, когда я в 9 лет встретилась с первой серьезной потерей важного человека — мамы. Думаю, переработка именно этого сложного детского опыта во многом явилось причиной моего выбора в сторону помогающей профессии и определило большое количество тяжелых подростков с глубокими психологическими трудностями и разными психическими расстройствами в моей практике;
    • Сильный интерес к преподаванию: уже лет с 9-10 я мечтала стать учителем. В моем роду немало педагогов, например, директор школы, бабушка Ольга, или кандидат педагогических наук, моя тетя Галя, которая была советником министерства образования Кубы по налаживаю образовательной системы этой страны. В старших классах я впервые начала вести дополнительные уроки ребятам начальной школы. Это был класс ребят с диагнозом задержки психического развития. Думаю, именно тогда во мне проснулся педагог-исследователь. Я с большим интересом и удовольствием проводила долгие часы в библиотеке, подбирая методические материалы для этих ребят с учетом их личностных и когнитивных особенностей, наблюдала за ними и выстраивала с ними общение. Дальше педагогический класс в старших классах в рамках занятий УПК (мои сверстники наверняка помнят такие полезности). Далее педагогический вуз, работа учителем в школе, работа в «Большой перемене» с большим количеством подростков. И на каждом из этих этапов, находясь рядом с подростками/их родителями, я ощущала себя на своем месте.

    По мере приобретения профессионального психологического опыта все сильнее становилась потребность видеть закономерности в наблюдаемых процессах и выработке стратегий разрешения психологических трудностей. Для меня было интересным исследовать то, как переплетения самых разных факторов оказывают влияние на построение жизненного пути подростковой судьбы. Каждый раз я наблюдаю за этими процессами с замиранием сердца и внутренним восторгом от того, как многое мы люди можем менять в себе и своих жизнях, стоит только этого захотеть. Естественно, вместе с этим приходится видеть и другие ситуации, где взрослеющий человек или семья по каким-то своим причинам отказываются делать выбор в сторону жизни, здоровья, полезных перемен.
    Рядом с подростковыми процессами вблизи можно наблюдать процесс, к которому подходит метафора про «зарождения космоса из хаоса». Это поистине интересно и удивительно!

    #аннабудько#психологаннабудько#психологспб#подростковыйпсихологспб#детскийпсихологспб#работапсихолога#мойвыбор
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1948
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    Доброго субботнего, дорогие друзья и коллеги!

    Как вы знаете, в среду прошла очередная супервизорская группа по работе с подростками. И мне очень хочется поделиться послевкусием, которое остается после наших встреч.

    • Часто мы проговариваем с коллегами, как же все-таки явно чувствуется специфика работы именно с данной возрастной группой. Как необходимо отдельное супервизоское пространство. Все-таки ни в детской, ни уж тем более во взрослой супервизии подростковая тема в полной мере не приживается. Этот возраст наполнен серьезной спецификой, клиника расстройств также совершенно особая. Наши клиенты еще не оторвались полностью от эмоциональной связи с родителями, те продолжают достаточно сильно влиять на состояние и поведение ребенка, но уже имеют много личного ресурса для самоукрепления в случае невключенности родителей в работу.

    • Одна из составных частей запросов участников группы про возможность ощутить плечо соратника. Подростковым психологам очень важно ощущать себя в кругу единомышленников. Как часто мы слышим на разных профессиональных мероприятиях что-то типа «вот поэтому я не работаю или больше не работаю с подростками». От этого легче, честно признаться, не становится, согласитесь!

    • Одна из самых частых трудностей нашего собрата – обдумывание стратегии взаимодействия с родителями. В этой части нашей работы, пожалуй, содержатся самые тонкие сложности. Подростковый психолог работает с семейной моделью, которую можно назвать «матрешкой»: мы никогда не работаем с одним клиентом. Подросток не просто приносит в кабинет семью в своей психике как интроекты, но реальные родители, отличающиеся от этих интроектов, на совершенно законном основании заходят в кабинет специалиста и имеют полное право принимать участие в процессе.

    Да, дело наше ох какое непростое, вместе с тем очень захватывающее! И важно следить за исправностью своего главного инструмента, психики, при помощи в том числе и регулярной супервизии.

    #аннабудько#психологаннабудько#супервизияспб#психологспб#подростковыйпсихологспб#детскийпсихологспб#работапсихолога
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1960
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    Приветствую всех, сегодня с вами снова я – Олег [id456424314|@olegdurnov]!
    На этой неделе Аня [id563827|@anna_budko_spb] рассказала историю выбора своего направления в работе и мне бы хотелось продолжить эту тему.

    Предлагаю сегодня поговорить про специализацию психологов и нужно ли клиенту искать психолога, который работает с именно с его запросом.

    Не посвященному в нюансы профессии очень сложно разобраться в обилии различных направлений в психологии.

    С медициной проще, если болит ухо к отоларингологу, высокое давление сначала к терапевту потом возможно к кардиологу, проблемы кишечника решает гастроэнтеролог, ребенку к педиатру.

    В первую очередь важно понимать, что в нашей стране, в отличие от всего мира понятия психотерапия (лечение словом) и психофармакология юридически тождественны.
    То есть «психотерапией» официально может заниматься только врач–психиатр прошедший соответствующую специализацию в медицинской клинике с лицензией.
    А вот «лечение словом» у психолога официально называется консультированием и психологической коррекцией.

    Теперь давайте погрузимся в этот не простой материал и поговорим про основные направления в современной психологии.

    ☑ Когнитивно-поведенческая психотерапия, сокращенно КПТ, изначально наиболее близкая к биологии и медицине. Основной постулат «мозг продуцирует психику». Фокус на изменение мышления и через это происходит изменение эмоционального состояния и поведение, исчезают различные телесные симптомы. Психолог этого направления работает по плану и использует в работе самые различные домашние задания.
    КПТ очень эффективна в коррекции всех видов фобий, расстройств пищевого поведения, химических зависимостей, психосоматики.

    Например, при лечении аэрофобии психолог может сопровождать доверителя в самолете. Есть даже клиники оборудованные симуляторами полета.
    В основном это краткосрочный курс, не более трех-четырех месяцев.

    Классическая КПТ отрицает бессознательное, поэтому устраняя симптом, не воздействует на причину его возникновения. Как показала практика, КПТ не помогала в 30% случаев диагностированной депрессии. Как правило, без улучшений оставались те, кто пережил неблагоприятный и травматический опыт в детстве. Также КПТ не давала результатов людям с ярко выраженным чёрно-белым мышлением. Поэтому наблюдая как после успешного лечения симптомы возвращаться или трансформируются в другие был разработан метод схема-терапии – гибрид КПТ и психодинамических подходов.

    ☑ Психодинамические подходы изначально основаны на теории Зигмунда Фрейда о бессознательном и в дальнейших ее модификациях. Их очень много, поэтому перечислю основные:
    1)Классический психоанализ
    2) Психоаналитическая психотерапия и ее многочисленные ответвления
    3) Транзактный анализ
    5) Юнгианская песочная терапия
    Все они являются методами глубинной проработки внутриличностных конфликтов, психологических детских травм. В результате происходит стойкое изменение поведения, исчезают симптомы. К таким специалистам обычно ходят один раз в неделю в течение нескольких месяцев, а иногда и несколько лет.

    ☑ Следующее большое направление экзистенциально-гуманистическое.
    В фокусе внимания таких психологов являются вечные вопросы тревожащие человечество:
    1) Смерть. Все люди смертны, и невозможно избежать факта окончания жизни.
    2) Бессмысленность. Каждый человек вынужден самостоятельно находить ответ на вопрос о цели и смысле своего существования.
    3) Свобода. Свобода выбора тесно связана с ответственностью за собственные действия.
    4) Одиночество. Люди всегда будут отделены от других людей, и полное слияние с кем-либо невозможно.
    Понимание этих экзистенциальных данностей помогает людям лучше понять себя, свой мир и развивать способы совладения с жизненными вызовами.
    Основной фокус на исцеляющие терапевтические отношения между психологом и доверителем. К таким специалистам обычно ходят один раз в неделю в течение нескольких месяцев, а иногда и несколько лет.
    ☑ Отдельно стоит выделить гештальт-терапию направление психотерапии, созданное под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма и психоанализа.
    В основе которой лежит принцип «здесь и сейчас», гештальт-терапию называют терапией контакта, потому что в этом подходе человек рассматривается как субъект, контактирующий с внешним миром и другими людьми. В ходе гештальт-терапии человеку предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые реакции и эмоции.

    ☑ Так же существуют телесно-ориентированная психотерапия, арт-терапия, психодрама, позитивная психотерапия.

    Психолог может выбирать работу в интегративном подходе. То есть, идентифицируя себя как представителя одной из вышеперечисленных школ, пользуется инструментами из других. Особенно часто это происходит в работе детских и подростковых психологов.

    Правда, похоже на восточные единоборства)
    Карте-до, Айкидо, Кунг-фу со школами дракона, змеи, пьяного мастера.

    А еще отдельно стоит выделить такие направления работы как:

    1) Семейная психология
    2) Детская психология
    3) Работа с подростками
    4) Групповая работа
    5) Работа с химическими и игровыми зависимостями
    6) Сексологическое консультирование

    Выбор направления, в котором специалист хочет работать и начинает повышать свою квалификацию, часто делают исходя из жизненного опыта и своих личностных особенностей, личности учителей.

    В процессе работы, учебы и жизни психолог может переходить из одной школы в другую, интегрировать полученный опыт.
    Работа с детьми, подростками, семьями, зависимыми, сексологическими запросами требует не только сил и желания, но еще и дополнительной серьезной учебы и жизненного опыта.

    Выбирать работу с детьми и подростками часто помогает высшее педагогическое образование и опыт работы.
    Работать с сексологическими запросами и химически зависимыми помогает высшее медицинское образование.

    Базово все психологи учатся работать именно с взрослыми, а дальше что выбрать: взрослых, детей, подростков, семьи или пары - это уже выбор каждого и делать его или нет, пожалуй, одно из самых важных карьерных решений.

    На этом буду сегодня останавливаться.

    Материал с моей точки зрения сложный и требует осмысления.

    Поэтому, вопрос «нужно ли человеку искать психолога, который работает с именно с его запросом?», мы разберем в следующее воскресение.

    Наверняка появились вопросы.
    Смелее задавайте, постараюсь ответить.
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1961
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ИДЕАЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ с точки зрения психолога

    Друзья и коллеги, а давайте сегодня поговорим про родителей!

    Кто такие «идеальные» родители несовершеннолетнего клиента в кабинете у подросткового психолога?

    С моей точки зрения, это в первую очередь сотрудничающие со специалистом и с интересом изучающие своего подростка родители. Это люди, которые понимают и чувствуют:
    - взаимосвязь между психическими процессами, личностными особенностями и контекстом жизни подростка. Да, эти взаимосвязи непростые, и с ними стоит вдумчиво разбираться, особенно в случае повторяющихся ступоров и спотыканий;
    - подросток – личность со своими особенностями, характером, стремлениями, мировоззрением. К нему важно относиться с уважением и при этом продолжать крепко и мудро держать родительскую власть в руках;
    - взаимосвязь между состоянием/поведением подростка и «погодой в доме». И в случае серьезной необходимости готовы менять свои способы воспитания ребенка.

    Я всегда активно поддерживаю инициативу родителей делиться размышлениями о ребенке и необходимых изменениях в своих стратегиях общения с подростком. Так здорово совместно изобретать новые способы бытия рядом с меняющимся отпрыском! Взросление ребенка – это всегда необходимость пересматривать прежний стиль взаимодействия с ребенком, изменять систему поощрения/наказания, менять привычные границы «можно/нельзя».

    Родителям важно быть гибкими, слышащими и видящими друг друга в родительской паре и своего ребенка, сомневающимися и творчески смелыми. Также важно давать себе право на эксперименты в поиске новых способов взаимодействия со взрослеющим ребенком: никто из нас изначально не рождается с прошивкой «как быть мамой/папой Пети/Маши в такой-то возрастной период». Каждый день родительства – каждый новый день, своих поисков, проб, ошибок и успехов. «Идеальным» родителям важно разрешать себе быть неидеальными! Лучше быть аутентичными, то есть искренними и соответствующими самим себе!

    А как вы считаете, идеальные родители существуют?

    #психологспб#аннабудько#психологаннабудько#идеальныеродители#неидеальныеродители#подростковыйпсихологспб#детскийпсихологспб#какработаетпсихолог#семейныйпсихологспб
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1963
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно

Новое сообщение