САМ ПО СЕБЕ
Ну что, коллеги, продолжим разбираться с подростковыми трудностями?
Сегодня размышления про следующий частотный запрос в кабинете подросткового психолога - сложности в отношениях со сверстниками.
Остановим внимание на нескольких типовых сложностях:
• По причине сниженной самооценки, непрочной идентичности подросток боится предъявить себя в более близких контактах со сверстниками, опасается испытать болезненные чувства («надо мной будут смеяться», «я глуп и не смогу поддержать разговор», «я скучный» и тд) Часто такие подростки переживали опыт эмоционального отвержения ранее, по мере взросления они стремятся избегать психологической близости с целью оградить себя от повторения болезненного эмоционального опыта.
• Подростку сложно устанавливать первичный контакт при знакомстве или поддерживать формальное общение («я не знаю, о чем говорить в самом начале знакомства»). Зато такие подростки оказываются способными на глубокую сильную дружескую привязанность и богатое общение после прохождения первичной фазы стеснения при знакомстве и первом коммуникативном сближении.
• Подросток хочет быть лидером и хозяином положения, пытается подчинить своему влиянию приятелей и друзей, что неизменно приводит к отходу от него самодостаточных сверстников и оставляет рядом с ним тех ребят, кто нуждается в зависимости от такого властного ровесника. Вместе с тем такого лидера это может не удовлетворять и порождать переживания «со мной что-то не так, раз со мной не дружат те, кто интересен мне»;
• Подросток базово по своим личностным особенностям не нуждается в широком круге друзей, но внешние авторитеты уверяют, что ему нужно больше контактов со сверстниками;
• Подросток чрезвычайно сильно переживает любые конфликтные ситуации в дружеских отношениях, он психологически разваливается после встречи с агрессивными проявлениями друзей;
• Подросток сильно инфантилен, не способен полноценно разглядеть личность другого человека, от общения эгоцентрично ждет, что друг будет удовлетворять именно его личностные потребности через общение. По сути это похоже на желание младенца всегда получать максимально быструю ответную реакцию любящей матери на малейший собственный дискомфорт. От сверстников подросток ждет насыщения своей потребности во внимании и восхищении;
• Подросток выбирает деструктивных друзей, осознает вред от такого общения, вместе с тем испытывает серьезные трудности в налаживании здоровой дружбы с более психологически целостными сверстниками.
• Подросток быстро очаровывается очередным сверстником, но так же стремительно разочаровывается в нем и регулярно приходит к выводы – «этот человек не достоин меня»;
• Подросток склонен выстраивать нездоровые созависимые дружеские отношения, то 1) каждый раз «усыновляет/удочеряет» друга, взваливает на себя миссию «причинить добро» другу, спасти его; 2) то становится навязчивым преследующим друга («как ты можешь уделять мне так мало внимания», «ты плохо дружишь!»). В первом случае подросток обнаруживает себя выгоревшим от огромного числа облепивших его «пиявок», которых обычно и след пропадает, как только сам подросток –«донор» начинает просить о поддержке для себя. Во втором случае подросток обнаруживает себя вновь и вновь брошенным очередным «неблагодарным» другом.
• Подросток переживает, что у него не складываются дружеские отношения с представителями своего пола
И другие вариации.
И это мы перечислили только типовые сложности. Естественно, в реальной жизни они могут быть более разнообразными. В следующем посте мы можем обсудить с вами стратегии работы с определенными видами трудностей в отношениях со сверстниками. Возможно вам интересны какие-то конкретные сложности? Напишите в комментариях, сделаю на них акцент )
И, кстати, очень интересно, какие из перечисленных трудностей чаще всего встречаются в вашей работе?
#аннабудько#психологаннабудько#подростковыйпсихолог#детскийпсихолог#поростковыйвозраст#трудныйвозраст#пубертат#трудностиподростков#какпонятьподростка#психологспб
Ну что, коллеги, продолжим разбираться с подростковыми трудностями?
Сегодня размышления про следующий частотный запрос в кабинете подросткового психолога - сложности в отношениях со сверстниками.
Остановим внимание на нескольких типовых сложностях:
• По причине сниженной самооценки, непрочной идентичности подросток боится предъявить себя в более близких контактах со сверстниками, опасается испытать болезненные чувства («надо мной будут смеяться», «я глуп и не смогу поддержать разговор», «я скучный» и тд) Часто такие подростки переживали опыт эмоционального отвержения ранее, по мере взросления они стремятся избегать психологической близости с целью оградить себя от повторения болезненного эмоционального опыта.
• Подростку сложно устанавливать первичный контакт при знакомстве или поддерживать формальное общение («я не знаю, о чем говорить в самом начале знакомства»). Зато такие подростки оказываются способными на глубокую сильную дружескую привязанность и богатое общение после прохождения первичной фазы стеснения при знакомстве и первом коммуникативном сближении.
• Подросток хочет быть лидером и хозяином положения, пытается подчинить своему влиянию приятелей и друзей, что неизменно приводит к отходу от него самодостаточных сверстников и оставляет рядом с ним тех ребят, кто нуждается в зависимости от такого властного ровесника. Вместе с тем такого лидера это может не удовлетворять и порождать переживания «со мной что-то не так, раз со мной не дружат те, кто интересен мне»;
• Подросток базово по своим личностным особенностям не нуждается в широком круге друзей, но внешние авторитеты уверяют, что ему нужно больше контактов со сверстниками;
• Подросток чрезвычайно сильно переживает любые конфликтные ситуации в дружеских отношениях, он психологически разваливается после встречи с агрессивными проявлениями друзей;
• Подросток сильно инфантилен, не способен полноценно разглядеть личность другого человека, от общения эгоцентрично ждет, что друг будет удовлетворять именно его личностные потребности через общение. По сути это похоже на желание младенца всегда получать максимально быструю ответную реакцию любящей матери на малейший собственный дискомфорт. От сверстников подросток ждет насыщения своей потребности во внимании и восхищении;
• Подросток выбирает деструктивных друзей, осознает вред от такого общения, вместе с тем испытывает серьезные трудности в налаживании здоровой дружбы с более психологически целостными сверстниками.
• Подросток быстро очаровывается очередным сверстником, но так же стремительно разочаровывается в нем и регулярно приходит к выводы – «этот человек не достоин меня»;
• Подросток склонен выстраивать нездоровые созависимые дружеские отношения, то 1) каждый раз «усыновляет/удочеряет» друга, взваливает на себя миссию «причинить добро» другу, спасти его; 2) то становится навязчивым преследующим друга («как ты можешь уделять мне так мало внимания», «ты плохо дружишь!»). В первом случае подросток обнаруживает себя выгоревшим от огромного числа облепивших его «пиявок», которых обычно и след пропадает, как только сам подросток –«донор» начинает просить о поддержке для себя. Во втором случае подросток обнаруживает себя вновь и вновь брошенным очередным «неблагодарным» другом.
• Подросток переживает, что у него не складываются дружеские отношения с представителями своего пола
И другие вариации.
И это мы перечислили только типовые сложности. Естественно, в реальной жизни они могут быть более разнообразными. В следующем посте мы можем обсудить с вами стратегии работы с определенными видами трудностей в отношениях со сверстниками. Возможно вам интересны какие-то конкретные сложности? Напишите в комментариях, сделаю на них акцент )
И, кстати, очень интересно, какие из перечисленных трудностей чаще всего встречаются в вашей работе?
#аннабудько#психологаннабудько#подростковыйпсихолог#детскийпсихолог#поростковыйвозраст#трудныйвозраст#пубертат#трудностиподростков#какпонятьподростка#психологспб
Источник: https://vk.com/wall-101145330_2003
Пост №64684, опубликован 13 мар 2024