Мы используем файлы cookie.
Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Психологический центр «Семейная Симфония»
ВСТРЕЧА С ПОДРОСТКОМ

Добрый вечер, коллеги!

Мы с вами подробно обсудили работу психолога с родителями, вопросы, точки контакта, важные моменты, которые никак нельзя пропустить. А теперь, как и обещала, поговорим о подростках.

Встречу с самим подростком можно построить по следующим пунктам:
- свериться, знает ли он , где и у кого оказался. Увы, часто бывает так, что даже если психолог просит родителей обязательно подготовить ребенка ко встрече с психологом, это не всегда случается. И подросток может с удивлением услышать только от психолога, к кому его привели;

- поинтересоваться, был ли у него опыт общения с психологами, знает ли он кто это такие и чем занимаются. Если опыт есть – каков он (приятный/неприятный)? Если не было такого опыта – кратко рассказываем суть нашей профессии и то, как проходит работа подросткового психолога со своим несовершеннолетним клиентом;

- обязательно рассказать, что на предыдущей встрече были родители, поделились своими переживаниями, но сегодня психолог слушает подростка с чистого листа, так как важнее всего – услышать мнение самого подростка и договориться, в решении каких именно для него важных вопросов может помочь психолог.

Клиентом в совместной работе станет подросток, родители – заказчики услуги и законные представители своего несовершеннолетнего ребенка. Психолог подробно рассказывает о границах конфиденциальности, каким образом и по каким вопросам он будет общаться с родителями. Если у подростка есть затруднения в самораскрытии – помогаем ему вступить в диалог разными техниками. Это могут быть наводящие вопросы про его жизнь, отношения со значимыми людьми, эмоциональное состояние. Можно использовать разнообразные проективные методики, тесты открытого типа и в процессе их обсуждения постепенно расширять расспрос подростка("Метод незаконченных предложений или тест Розенцвейга").

На что важно обращать внимание при взаимодействии:
- каковы яркие темпераментные характеристики ребенка;
- каковы яркие особенности характера;
- каковы яркие личностные особенности;
- каковы особенности его взаимоотношений.

К этим сферам относится огромное число вопросов и типичные реакции подростка на различные ситуации:
- неудачи;
- что радует;
- как он реагирует на фрустрацию и что его может фрустрировать;
- каково место его наименьшего сопротивления в характере;
- что является его личностным ресурсом;
- к каким видам деятельности его тянет;
- людей какого типа он предпочитает видеть вокруг себя;
- кого отвергает и кто отвергает его;
- и многие другие вопросы.

Составляем первое мнение о том, каковы его когнитивные способности; с кем из близких он может получить поддержку, а с кем конфликтные отношения; о чем подросток мечтает; какие есть страхи; при тревожных звоночках обязательно аккуратно сверяемся по поводу его отношения к жизни и смерти – важно прощупать почву суицидальной опасности; какие люди его восхищают и кого он презирает; какие события в его жизни запомнились больше всего; каков первые воспоминания и мн.др.

Мы формируем гипотезы о том, какие личностные особенности могут быть препятствием для гармоничного развития, что мешает ему реализовываться на полную катушку, в каких типовых ситуациях и в связи с чем он застревает. Как внешняя среда может влиять на актуальные трудности.

Сверяемся с подростком, ЧТО именно ему хотелось бы изменить в себе и своей жизни. Обсуждаем несколько идей про то, откуда могут расти ноги его проблем и как можно будет решать эти вопросы. Закладываем подростку установку, что важна его включенность в работу.

Психолог рассказывает в общих чертах, КАК именно он будет работать с психологом, рассказывает нюансы информированного согласия (об этом этапе работы мы подробнее будем говорить в следующих постах). Договариваются о встречах. На совместной встрече или последующем обсуждении отдельно с родителями психолог излагает суть запроса подростка. Если запросы родителей и подростка выглядят кардинально различающимися – не начинаем работу, пока не найдем компромисс. Об этом я подробно уже рассказывала.

Если явно выраженного запроса нет – ничего страшного. Психолог проговаривает родителям, что берет время на уточнение запроса. Пока что первые несколько встреч будут посвящены более глубокому исследованию трудностей подростка.

Психолог обсуждает с родителями их вопросы по информированному согласию, формат обратной связи от психолога по работе с их ребенком и ритму взаимодействия с психологом. Особенно важно проговорить эти пункты с пограничными родителями, склонными размывать крепкие границы специалиста разными способами: ой нам так неудобно, ой а мы опоздаем, ой а можно перенести и прочие варианты.

Рассказать про типы родителей и особенности взаимодействия с такими родителями?
Или сконцентрируемся на методах и и технологиях работы с подростками?

#аннабудько#психологаннабудько#психологспб#дляпсихологов#работапсихолога#детскийпсихолог#подростковыйпсихолог#какработаетпсихолог#психологиядляпсихологов
Источник: https://vk.com/wall-101145330_1847
интересно
не интересно
интересно / не интересно

Новое сообщение