Мы используем файлы cookie.
Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Психологический центр «Семейная Симфония»
«ОНО ТЕБЕ НАДО?»

И снова здравствуйте, коллеги!

Сегодня предлагаю поговорить о мотивации. А именно ответить на вопрос: зачем подросток приходит к психологу, что им движет и как при различной мотивации вести себя специалисту.

По моему глубокому убеждению, подростковому психологу принципиально важно проговаривать со своим несовершеннолетним клиентом на первых встречах цели совместной работы. Важно увидеть мотивацию подростка, то есть причины, побуждающие его приходить из недели в неделю в кабинет специалиста. Это позволит юному клиенту серьезно относиться к происходящему в кабинете и брать на себя свою долю ответственности за полезные изменения, пользоваться сформированными в ходе работы навыками и умениями в дальнейшей жизни.

Современные подростки могут выбирать работать с психологом по самым разным причинам:
• Подросток проявляет инициативу к сотрудничеству с психологом, четко замотивирован на проработку своих трудностей. Вот формулировки запросов самих подростков: «не умею дружить»; «слишком часто грущу»; «не понимаю, кем хочу быть» и многие другие варианты. Среди части тинейджеров это становится обычной практикой разрешения своих психологических трудностей, как внутренних, так и в межличностных отношениях. Особенно это касается подростков, живущих в мегаполисах. В больших городах нагрузка на психику ребенка интенсивнее, этот фактор в том числе сказывается на популярности такого инструмента для выравнивания состояния как психологическая работа. Ребята могут получать помощь как в индивидуальном, так и в групповом форматах. Психологические группы могут выполнять разные задачи: тренировка нужного навыка у подростка (например, управление временем), улучшение коммуникативных умений в общении со сверстниками, расширение знаний о своих личностных особенностях и других людей, что помогает в целом повысить качество жизни.

• По самым разным причинам у подростка могут возникать сложности в психическом состоянии и в отношениях с окружающими людьми. Это замечает и сам ребенок, и его родители, и другие окружающие люди. Вместе с тем запросы у родителей и у подростка могут существенным образом отличаться. Например, родителей может сильнее всего беспокоить снижение школьной успеваемости, а подростка волновать сложности в отношениях с друзьями. Тогда психологу очень важно найти компромисс между запросами, так как заказчики услуги – родители, а клиент – подросток. Психолог работает с актуальными для подростка вопросами, параллельно включая в обсуждение или проработку другие выявляющиеся трудности подростка. При условии хорошего альянса со специалистом у подростка обычно не вызывает протеста эмпатическое обозначение психологом и других важных для проработки и улучшения качества жизни подростка вопросов.

• У подростка нет четкой мотивации к работе с психологом. Он не знает о возможностях такой формы помощи или из-за своего предыдущего неудачного опыта обращения к психологу или неуспешного опыта кого-то из своих знакомых скептически относится к такому виду услуги. На первичной встрече с подростком психолог обязательно всегда уточняет данные вопросы. В первом случае (у подростка нет понимания возможностей такого формата получения помощи) специалист ясно и просто описывает суть своей работы и каким именно образом могут произойти полезные для подростка перемены в его жизни благодаря такой работе. Кратко речь с подростком может идти о следующем: во время психологической работы специалист помогает тебе понять, как именно организована твоя личность, какими способами ты реагируешь на те или иные ситуации, в связи с какими твоими личностными особенностями или психологическими закономерностями взаимодействия людей формируются те трудности, которые мешают тебе жить. Подыскиваются новые более подходящие и адаптивные способы, с помощью которых ты можешь решать свои затруднения.
Во втором случае (неудачный предыдущий опыт обращения к специалисту) психологу важно набраться терпения, ведь разрушенное доверие сложно заново выстроить, на это требуется немало времени. Также важно договориться с подростком, о том что он будет проговаривать вслух любые свои сомнения и недовольства от взаимодействия с психологом. Подросткам данной группы важно дать время для вызревания у них мотивации к работе.
• Подростка что-то тревожит в своем состоянии и жизни, он очень даже не против общаться с психологом, однако из-за непонимания себя у него нет четких целей на психологическую работу и нет мотивации к изменениям. Как обычно подростки говорят в таких случаях: мне плохо, а почему – не понимаю. Тогда психолог обозначает подростку и родителям, что несколько встреч может уйти на прояснение запроса на дальнейшую работу для того, чтобы была понятна цель изменений. В рамках ситуаций подобного типа бывает, что четкого запроса так и не появляется, подросток обозначает, что ходит на встречи с психологом для того, чтобы выговариваться обо всем с кем-то без каких-либо ограничений.

• Подросток испытывает очень ощутимый для него эмоционально-психологический дискомфорт, однако полностью винит в этом окружающих людей: родителей, друзей, учителей и всех-всех. Совершенно не видит то, каким именно образом он сам участвует в повторении тех или иных проблемных для него ситуаций. Психологические механизмы защиты отрицания и вытеснения никто не отменял. Соответственно и речи не идет о четкой мотивации на работу, так как таким подросткам нужно время для формирования способности видеть закономерности между своими личностными особенностями, собственным поведением и теми ситуациями, которые вызывают у них дискомфорт. Психологу крайне важно в таких случаях продвигаться неторопливо и запасаться терпением. Ведь психологические защиты и незрелость личности подростка могут долгое время блокировать его психологические изменения. Бывают, увы, случаи, когда подросток так и продолжает инфантильно защищаться от идеи собственной ответственности за свою жизнь, он так и выбирает позицию «все дураки, один/одна я красивый/красивая». Бывает мы видим таких уже взрослых людей, переносящих ответственность за свои неудачи на кого угодно, кроме самих себя. Вместе с тем подростки – все-таки в большинстве своем достаточно пластичные люди. При достаточном терпении родителей, психолога и крепком рабочем альянсе с семьей в ситуациях подобного типа могут начать происходить важные и полезные для подростка процессы.

P.S. Позируем с дочей на фото))))

#аннабудько#психологаннабудько#пропсихологию#психологспб#детскийпсихологспб#подростковыйпсихологспб#мотивация#какработаетпсихолог#дляпсихологов#полезнознать#вкабинетепсихолога

...
Источник: https://vk.com/wall-101145330_1942
интересно
не интересно
интересно / не интересно

Новое сообщение