Мы используем файлы cookie.
Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ПОД ВЛИЯНИЕМ
    или как распознать попытки родителей воздействовать на работу психолога и что делать специалисту?

    Я лично всегда приветствую включенность родителей в процесс работы с подростком. Все-таки они живут с подростком бок о бок, они родители, принимающие участие в судьбе и формировании личности ребенка. Вместе с тем важно четко видеть границу
    1) между высказыванием пожеланий по поводу полезных для ребенка изменений, учетом их мнений и тревоги по поводу каких-то трудностей в жизни и состоянии ребенка;
    2) попытками родителей вмешаться в сам рабочий процесс.

    Как же определить момент, когда границы нарушаются? Обратить внимание на такие моменты:

    - рассказы о том, как с такими же запросами работает другой психолог и рекомендация делать так же;
    - пересказ понравившихся родителями методов психологической работы с комментарием в стиле «попробуйте еще вот так»;
    - директивные утверждения в стиле «ему/ей стало лучше, пока достаточно работы с Вами»;
    - угрозы в адрес подростка остановить работу в случае нежелательного поведения подростка.

    Чтобы такие ситуации не возникали, необходимо подготовиться:
    - на первой встрече подробно рассказать о сути своего метода, чего можно ждать, чего не стоит ожидать от работы. Родители совершенно не обязаны разбираться в сути того или иного психологического подхода и закономерностях психологической работы. Ответственность специалиста - объяснить эти важные нюансы. В дальнейшей работе время от времени уже будет проще напоминать родителям об этом;
    - на первом этапе работы, при формировании рабочего альянса с родителями и подростком, напоминать о том, что вы являетесь эффективным специалистом при таких-то и таких-то условиях работы. Например, есть психологи, предпочитающие работать краткосрочно или наоборот долгосрочно. Ведь универсальных подходов нет. Зато есть психологи, у которых здорово получается работать в поведенческом подходе, а есть, например, замечательные психодраматисты или игровые психологи.

    Если попытки вмешаться все-таки появились? Тогда необходимо:
    - обращать внимание родителей на то, что при появлении у них желания вклиниться в процесс, важно исследовать этот момент и совместно обсуждать. Такие реакции со стороны родителей могут быть свидетельством того, что не происходит нужных изменений в состоянии и поведении подростка. Может быть, необходима помощь смежного специалиста: психотерапевта, нейропсихолога и др.;
    - напоминать инициативным родителям в подходящие моменты о том, что ваша ответственность как профессионала - устанавливать основные правила работы, так как именно они являются опорой для построение эффективной работы.

    А что в таких ситуациях делаете вы?

    #аннабудько#психологаннабудько#психологспб#психолгия#работапсихологаспб#подростковыйпсихолог#семейнаяпсихология#детскийпсихологспб
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1829
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ПРО ДЕПРЕССИЮ

    Согласитесь, нам, психологам, стабильно приходится встречаться в своих кабинетах с явно выраженным сниженным настроением у подростков. А также с тяжелыми переживаниями собственной несостоятельности, отчаянием и даже суицидальными мыслями.

    Как назвать такое состояние — детской/подростковой депрессией или депрессивным синдромом — специалисты не пришли к общему мнению. Но характеризуется такое состояние так называемой депрессивной триадой:
    1) Сниженный фон настроения;
    2) Замедление мыслительного процесса;
    3) Снижение двигательной активности.

    Важно понимать, что на сегодняшний день среди вариантов подростковой депрессии выделяются различные формы и некоторые из которых не похожи на взрослые. Поэтому нам (психологам) необходимо сверяться с психиатрами и психотерапевтами в тонких вопросах дифференциальной диагностики.

    Откуда ноги растут у детской/подростковой депрессии мы поговорим в среду.

    А пока скажите, часто ли среди вы замечаете у своих клиентов такие признаки?

    #аннабудько #психологаннабудько #психологспб #депрессия #семейнаяпсихология #подростковыйпсихолог #детскийпсихологспб
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1830
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ВНИМАНИЕ!

    Коллеги! Приглашаю вас завтра в среду 18.10 в 11.00-14.00 на встречу супервизорской группы, где мы разберем несколько практических кейсов.

    Вас ждет:
    - глубокий разбор ситуаций;
    - ответы на волнующие вопросы;
    - рекомендации.

    Особенно важно то, что обратную связь по кейсам можно получить от специалистов, использующих в своей работе разные подходы. А это всегда обогащает и позволяет взглянуть на ситуацию под разными углами.

    Запись вестись не будет.
    Так что не упустите возможность принять участие в активном обсуждении!

    Жду вас завтра в 11.00 онлайн!

    Записаться можно по ссылке - https://family-symphony.ru/tvorcheskaya-laboratoriya-po-rabote-s-podrostkami

    стоимость - 3.000 рублей

    #супервизорскаягруппа#аннабудькопсихолог#супервизораннабудько#психолгспб#работавсихологаспб
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1833
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    Добрый вечер, коллеги! Продолжим тему подростковой депрессии и поговорим, откуда она берет начало. Среди факторов, оказывающих влияние на появление депрессивного синдрома у подростков, выделяют несколько причин:
    - наследственный фактор;
    - биологический, к которому относятся, например, биохимические нарушения, связанные с дефицитом серотонина, норадреналина, дофамина. Или нарушение циркадного ритма секреции мелатонина;
    - личностные особенности. Именно на этот вопрос подростковые психологи и могут больше всего повлиять, помогая подростку менять привычный депрессивный паттерн реагирования на жизненные ситуации;
    - социальное окружение или определенная актуальная социальная ситуация, в которой находится подросток с депрессивным синдромом. Ведь именно для этой возрастной группы максимально важна реализация среди своих сверстников и принадлежность к своей референтной группе.

    У подростков с депрессивным синдромом на первом плане стоят соматовегетативные реакции. то есть именно через физическое недомогание выражается депрессивное неблагополучие. Могут быть исключительно соматические жалобы у подростков на желудочно-кишечный дискомфорт, общее недомогание, головные боли, потерю веса и др. Родители могут водить кругами своего ребенка по врачам соматического профиля, пока кто-то из врачей не догадается о том, что пора показать подростка психиатру.

    Иовчук Н. М., один из видных отечественных специалистов именно по вопросам детско-подростковых депрессий, назвала подобные особенности депрессий в подростковом возрасте соматическими масками депрессии. Они могут быть:
    ⁃ кардиоваскулярными, когда страдает сердечно-сосудистая система;
    ⁃ гастроэнтерологическими – удар на себя берет желудочно-кишечный тракт;
    ⁃ пульмонологическими масками - подросток жалуется на ощущение нехватки воздуха, удушья;
    ⁃ кожными масками в виде нейродермита;
    - неврологическими в виде головокружений, нарушения зрения и др.
    Признаки ДС у подростков:
    • Изменение настроения (появление тоски, тревоги, раздражительности). Специалисты отмечают, что именно для подростковых депрессий может быть характерно усиление агрессивных аффектов и агрессивного поведения;
    • Наличие суточных колебаний. В утренние часы депрессивные проявления более выражены. Подростку невероятно тяжело вставать и начинать новый день. К вечеру он себя лучше чувствует. Могут быть ночные пробуждения в районе 4-5 утра, что особенно опасно, так как они повышают риск укрепления суицидальных мыслей и повышает риск того, что подросток предпримет суицидальную попытку;
    • Ангедония, то есть снижение способности получать удовольствие от жизни. Подростки говорят о том, что им ничего не хочется, ничего их не радует и не делает счастливыми;
    • Появление самоповреждающего поведения в вариантах царапанья себя разными острыми предметами, самоизбиения (подросток бьется разными частями тела о твердые поверхности, наказывая себя за свою «плохость»);
    • Суицидные мысли, намерения и попытки;
    • Появление трудностей в обучении, когда подросток начинает жаловаться на резкое снижение памяти, какое-то общее поглупение («я стал/стала каким-то тормозом и начал/начала тупить»), становится трудно понимать школьный материал, перерабатывать новую информацию;
    • Появление немотивированных нарушений поведения (начало употребления ПАВ, уходы из дома, девиантное поведение);
    • Нарушения аппетита;
    • Метафизическая интоксикация, полная потеря смысла жизни; навязчивое и бесплодное мудрствование, которое лишает подростка продуктивности.

    ВАЖНО: при появлении у психолога малейших сомнений относительно наличия депрессивного синдрома у несовершеннолетнего клиента, необходимо свериться с коллегой психиатром или психотерапевтом. Так как мы, психологи, отвечаем за другое и об этом нужно помнить!

    В работе с подростками лучше, с моей точки зрения, перестраховаться и лишний раз свериться с коллегой-врачом, чем недоглядеть какие-то моменты. Поэтому лично я работаю всегда в плотной связке с моими коллегами детскими/подростковыми психиатрами.

    #подросиковаядепрессия#депрессия#психологспб#аннабудько#детскийпсихологспб#подростковыйпсихологспб#психологаннабудько
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1835
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    Коллеги, добрый вечер!

    Вижу, тема подростковой депрессии не оставила вас равнодушными, поэтому продолжим разбираться. Мы с вам остановились на необходимости привлечения к работе детских психиатров.

    Только после прояснения состояния подростка с врачом, психологу важно выстраивать программу работы с учетом типа, степени и глубины депрессивного синдрома.

    Вот самые общие, с моей точки зрения, блоки практической психологической работы в данном случае:

    - работа с установками. Для депрессивного мышления свойственны свехобобщения, генерализация неприятного опыта. Получил подросток тройку за какую-то работу в школе – «теперь я скатываюсь на двойки, я полное ничтожество, у меня никогда не получится улучшить свою успеваемость». Поссорился с другом – «у меня совсем нет друзей, меня никто не любит». Важно терпеливо разбирать подобные кейсы, помогая подростку отделять мух от котлет и продумывать стратегии решения трудностей в каждом конкретном случае.
    Вариант работы в первом случае: и вправду бывает, что какая-то тема по предмету непонятна и недостаточно усвоена учеником. Ведь такое может произойти с каждым. Естественно, что при проверке знаний оценка будет досадной для школьника. Это лишь показатель того, что ученику нужны время и помощь в освоении какой-то темы. Что для тебя осталось непонятным или проблемным в этой теме, из-за чего ты и получил неприятную оценку?
    Второй кейс: ссориться и конфликтовать в близких отношениях – нормативная история. Это всегда показатель того, что обозначились какие-то различия в установках друзей или их взглядах. Любые несовпадения могут раздражать и злить («что это за друг такой, раз он меня не понимает?!»). Вместе с тем, интересно обсудить и прояснить эти различия, ведь именно прояснения помогают друзьям лучше понять друг друга.
    Очень важно посочувствовать подростку: конечно, ссориться неприятно и болезненно. Вместе с тем это часть любых отношений. Расскажи, что тебя в той ситуации задело? Какую точку зрения ты высказывал? А твой друг?

    - ликбез по тому, что такое депрессивный синдром и как это влияет на жизнь подростка. Важно помнить о том, что восприятие себя и мира у подростка в таком тяжелом состоянии меняется и ему важно помогать себе: позволять принимать помощь специалистов и соблюдать все необходимые предписания врача и психолога;

    - обучение подростка способам самоподдержки при снижении настроения;

    - обучение пониманию своих разных эмоциональных реакций и навыкам саморегуляции;

    - при депрессивном синдроме наблюдаются определенные модели эмоционального реагирования. Так, например, запрет или неумение отреагировать адекватным образом на свои агрессивные импульсы в виде раздражения, злости или гнева. Депрессивно организованным подросткам нередко свойственно ругать себя за агрессивные чувства по отношению к кому-то, особенно к близким.
    Необходимо рассказать подростку, в чем состоит смысл эмоциональных реакций и почему эмоции агрессивного полюса чрезвычайно важны для жизни;

    - часто подростки начинают испытывать эмоциональное снижение, если у них не получается занять достойное место среди сверстников. Нет друзей, подросток никак не может найти интересного для себя дела, не пользуется популярностью среди сверстников. В таких случаях психолог может помочь решить именно эти трудности и поддерживать укрепление самооценки. Подключать групповые занятия, вдохновлять на перебирание разных кружков и поиск чего-то подходящего, помочь получить новый опыт знакомства со сверстниками, рассказывая о различных ресурсах для достижения этой цели и зачастую обсуждая с подростком конкретный пошаговый план действий;

    - работа с родителями. У многих родителей высокий скепсис относительно депрессий. Им легче понять состояние ребенка, если они сами сталкивались с подобным опытом. Депрессию не пощупать, не измерить и легче списаться на лень. Необходимо объяснить родителям нюансы депрессивного состояния у подростка, чего от него можно или нельзя ждать, как им себя вести в проблемных ситуациях.

    #психологспб#аннабудько#психологаннабудько#подростковаядепрессия#подростковыйпсихологспб#детскаядепрессия#депрессия#работапсихолога#дляпсихологов
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1836
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно

Новое сообщение