Мы используем файлы cookie.
Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    Добрый вечер, друзья!

    Мы уже успели с вами кратко поговорить о некоторых нюансах первого этапа взаимодействия с родителями. Сегодня же подробнее продолжим эту тему и начнем разговор о стадиях работы с подростком.

    Я в своей практике предпочитаю первую встречу проводить с родителями, а потом с подростком, далее при необходимости – со всей семьей. И только после этих встреч совместно с семьей мы выдвигаем несколько гипотез относительно того, КАК существует и КАКИМ ОБРАЗОМ живет трудность подростка. Из каких факторов она состоит: личностных особенностей подростка, нюансов внутрисемейных отношений, генетических/физических/психических/межличностных аспектов или еще чего-то другого.

    Соответственно первичные встречи нацелены на то, чтобы максимально подробно составить представление о каждой из сфер жизни подростка. Поэтому я подробно спрашиваю родителей о следующих пунктах:

    - каким образом пара приняла решение стать родителями (случайная беременность, нежелательная, желанная и планируемая, почему партнеры/супруги решили стать парой);

    - какие у родителей представления о том, кто такой ребенок, как его необходимо воспитывать, что важнее всего в их родительстве и отношениях с ребенком;

    - каковы основные особенности родительских систем каждого из родителя (каковы были нюансы воспитания в их родительских семьях, самые яркие и важные аспекты их семейных историй, наличие патологий личностного развития у родителей или близких родственников);

    - каковы взгляды родителей на то, кто такой ребенок и как надо воспитывать детей; кем они хотят видеть своего ребенка;

    - особенности протекания беременности по триместрам, роды;

    - особенности развития подростка в младенчестве и раннем детстве (физическое развитие и сроки каждого этапа, грудное вскармливание или искусственное, была ли рвота при кормлении, был ли период ползания, как засыпал, во сколько начал ходить и мн. др.);

    - особенности развития в дошкольном периоде (как пошел в ясли/детский сад, как часто менялись детские сады, как складывались отношения со сверстниками и воспитателями, какие серьезные заболевания переносил и тд), были ли задержки речевого развития, были ли какие-то особенности по здоровью, каким по своим реакциям был ребенок в детстве (реакция на новизну, неудачу, границы со стороны родителей, реакция на взаимодействие со сверстниками);

    - как ребенок проживал кризис 1 года, 3 лет, 7 лет;

    - особенности внутрисемейных отношений после появления ребенка, как происходила сепарция в свою кроватку/комнату, нюансы приучения к горшку, каково взаимодействие с сиблингами при условии их наличия, во сколько мама вышла на работу, с кем оставался ребенок; портрет того взрослого, кто заменял родительские фигуры и мн. др.;

    - важные события в жизни ребенка в разные периоды, о которых психологу важно знать, с точки зрения родителей;

    - был ли опыт госпитализирования, лагеря, какие кружки посещал, какая сейчас учебная нагрузка, особенности характера на данном этапе развития и внутрисемейных отношений;

    - какие важные семейные события еще происходили, были ли кризисы в отношениях у родителей;

    -особенности бытовых условия жизни подростка (один в комнате живет и если да - со скольки лет, вместе с сиблингом или родителями); есть ли домашние обязанности и как подросток с ними справляется;

    - в случае развода: как ребенок общается с каждым из родителей, если ребенок не знает одного из родителей – интересовался ли , кто его мама/папа; какие в семье официальные версии об отсутствующем родителей; если ребенок усыновленный/удочеренный – знает ли о своем усыновлении/удочерении, каково отношение к особенностям своей семейной истории;

    - школьный период: как проходила адаптация к школе, какими были отношения с учителем и одноклассниками, какие были трудности и как они решались; отношение к школе сейчас, какая успеваемость и какие учебные трудности, переживал ли буллинг или был ли сам в роли булли; какие отношения со сверстниками, есть ли друзья и что это за люди;

    - что на сегодняшний день волнует родителей, с чем они связывают наличие данной трудности у подростка, что пытались сделать для решения проблемы; какие есть страхи про своего подростка и его будущее.

    Подробнейшим образом обсуждаем с родителями тему нюансов подросткового периода в целом, с точки зрения возрастной психологии, главных задач этого возраста и необходимость меняться всей семьей, каждому члену семьи. Ведь семьи всегда приходят на этапе той или иной дезадаптации, либо наметившейся, либо уже сформированной. Когда семейная система увязла как машина в болоте колесами и не может ехать дальше.

    После такого подробного сбора анамнеза можно уже составить 4-5 гипотез относительно того, в связи с какими факторами связана нынешняя актуальная трудность подростка и какими путями можно будет пробовать ее решать.

    Проговариваем с родителями:
    1) поиск решения – будет совместной творческой работой. Какие-то гипотезы будут отметаться или уточняться, какие-то получат подтверждение и станут основными.
    2) психолог – не кудесник, а полезный инструмент при оказании помощи подростку и семье. Важная часть работы находится в руках родителей и самого подростка.
    3) каковы возможные сроки решения трудности. Сроки зависят от нескольких факторов: особенностей подхода психолога, степени трудности, потенциала к изменениям подростка и семьи, их возможностей реагировать на изменения, особенностей личности подростка. Бывают психологи, кто работает в краткосрочном подходе, а кто-то наоборот – долгосрочном. Для одного психолога 20 встреч – это вся работа, для другого специалиста – это лишь первый этап работы.

    Родители и подросток могут начать сильно психологически сопротивляться изменениям, что будет тормозить работу, а могут активно включаться и заметно продвигаться. Подросток может оказаться личностью с формирующимся расстройством личности и тогда работа с психологом может вообще на долгие годы стать для него важной и обязательной частью его жизни, а может оказаться достаточно здоровой личностью, которая очень быстро выйдет к качественным изменениям своих способов жить.

    Обсуждаются нюансы информированного согласия, то есть правил взаимодействия с психологом. Особенно важны пункты про границы работы: частота встреч и необходимость именно такой частоты, условия отмены и переноса встреч.

    Это все, что касается подготовительной работы с родителями.
    А в следующем посте мы уже поговорим о работе с подростком.

    Было полезно?

    #дляпсихологов #подростковыйпсихологспб#психологспб#психологаннабудько#работасродителями#психологиядляпсихологов#какработаетпсихолог#работапсихолога
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1841
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    В кабинет пришел мужчина... Это особый вид работы, особый способ коммуникации. Ко мне не редко приходят мужчины среднего и более старшего возраста. Чаще всего это их первый визит к психологу. Много недоверия, много тревоги. Одних "заставила" жена, другие столкнулись с невыносимыми трудностями внутри себя или жизненные обстоятельства стали слишком трудно переносимыми. Те кого "прислали" редко удерживаются в работе, измениться ради кого-то не имея серьезной мотивации не возможно. В большинстве случаев таким парам необходима семейная работа с психологом. Мы об этом говорим, но часто семейная система не готова встретиться сама с собой. Как часто приходилось слушать на парных консультациях фразу "Я хочу что бы он/она услышал меня и изменился, а со мной все ок". Мой ответ всегда одинаковый "Так не работает". Такие мужчины приходят на 4 пробные встречи и часто не продолжают. Полезно тут , то что человек получает новый необычный для себя опыт работы с психологом и возможно в дальнейшем найдет в себе ресурс и желание продолжить. Возможно не со мной, а с другим специалистом через несколько лет. Те, кто остается в длительной работе испытывают типичные для российского мужчины затруднения. Не понимание своих чувств и потребностей, отсутствие качественной рефлексии и иногда абсолютная психологическая безграмотность, стереотипы про отношения, полное не понимание основ воспитания детей. Вот с чем приходиться иметь дело мне как психологу. Поэтому именно с такими мужчинами приходиться работать совершенно по-другому. Необходимо очень много времени уделять созданию терапевтического альянса. Помогает на первом этапе применение автобиографического метода, много говорим о судьбе, семье человека, отвечая на эти вопросы мужчина начинает расслабляться и рассказывая о своей жизни начинает вспоминать давно забытое, переосмыслять и постепенно доверять психологу. Второй этап работы ликвидация психологической безграмотности, это библиотерапия и знакомство с чувствами, какие бывают, что такое «позитивные» и «негативные» и как распознать их прямо в кабинете. Третий этап зависит от динамики самого мужчины. Если работать со свободными ассоциациями, символами, проективным материалом трудно, приходиться подключать материал по схемо-терапии Джефри Янга. Бывает, что несколько месяцев уходит на прочтение и работу с таблицами в кабинете. При этом важно понимать, что я не работаю в этой парадигме. Я научился, в том числе и благодаря супервизиям профессора [id17526082|Сергей Кулаков], перерабатывать этот материал вместе с доверителем как опору для подключения психодинамики, как возможность научить человека рефлексии и пониманию себя, как возможность быстро переходить в процесс связи событий настоящего и прошлого человека. Очень часто по окончании данного блока работы у мужчины возникает новый, глубокий запрос на работу и уже мы двигаемся в психодинамическом ключе дальше. И кстати по теории семейных систем (сейчас активно учусь на курсе повышения квалификации по семейной системной терапии) изменения одного элемента системы неизбежно приводит к изменению всей системы. У моих доверителей часто так и происходит. Повышение осознанности и понимания своих режимов, а через это понимание своих внутриличностных конфликтов, приводит к изменению взаимодействия с близкими людьми. И система начинает меняться. #психологСпб#психологОлегДурнов#какработаетпсихолог#работапсихолога#психологдлямужчины
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1846
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ВСТРЕЧА С ПОДРОСТКОМ

    Добрый вечер, коллеги!

    Мы с вами подробно обсудили работу психолога с родителями, вопросы, точки контакта, важные моменты, которые никак нельзя пропустить. А теперь, как и обещала, поговорим о подростках.

    Встречу с самим подростком можно построить по следующим пунктам:
    - свериться, знает ли он , где и у кого оказался. Увы, часто бывает так, что даже если психолог просит родителей обязательно подготовить ребенка ко встрече с психологом, это не всегда случается. И подросток может с удивлением услышать только от психолога, к кому его привели;

    - поинтересоваться, был ли у него опыт общения с психологами, знает ли он кто это такие и чем занимаются. Если опыт есть – каков он (приятный/неприятный)? Если не было такого опыта – кратко рассказываем суть нашей профессии и то, как проходит работа подросткового психолога со своим несовершеннолетним клиентом;

    - обязательно рассказать, что на предыдущей встрече были родители, поделились своими переживаниями, но сегодня психолог слушает подростка с чистого листа, так как важнее всего – услышать мнение самого подростка и договориться, в решении каких именно для него важных вопросов может помочь психолог.

    Клиентом в совместной работе станет подросток, родители – заказчики услуги и законные представители своего несовершеннолетнего ребенка. Психолог подробно рассказывает о границах конфиденциальности, каким образом и по каким вопросам он будет общаться с родителями. Если у подростка есть затруднения в самораскрытии – помогаем ему вступить в диалог разными техниками. Это могут быть наводящие вопросы про его жизнь, отношения со значимыми людьми, эмоциональное состояние. Можно использовать разнообразные проективные методики, тесты открытого типа и в процессе их обсуждения постепенно расширять расспрос подростка("Метод незаконченных предложений или тест Розенцвейга").

    На что важно обращать внимание при взаимодействии:
    - каковы яркие темпераментные характеристики ребенка;
    - каковы яркие особенности характера;
    - каковы яркие личностные особенности;
    - каковы особенности его взаимоотношений.

    К этим сферам относится огромное число вопросов и типичные реакции подростка на различные ситуации:
    - неудачи;
    - что радует;
    - как он реагирует на фрустрацию и что его может фрустрировать;
    - каково место его наименьшего сопротивления в характере;
    - что является его личностным ресурсом;
    - к каким видам деятельности его тянет;
    - людей какого типа он предпочитает видеть вокруг себя;
    - кого отвергает и кто отвергает его;
    - и многие другие вопросы.

    Составляем первое мнение о том, каковы его когнитивные способности; с кем из близких он может получить поддержку, а с кем конфликтные отношения; о чем подросток мечтает; какие есть страхи; при тревожных звоночках обязательно аккуратно сверяемся по поводу его отношения к жизни и смерти – важно прощупать почву суицидальной опасности; какие люди его восхищают и кого он презирает; какие события в его жизни запомнились больше всего; каков первые воспоминания и мн.др.

    Мы формируем гипотезы о том, какие личностные особенности могут быть препятствием для гармоничного развития, что мешает ему реализовываться на полную катушку, в каких типовых ситуациях и в связи с чем он застревает. Как внешняя среда может влиять на актуальные трудности.

    Сверяемся с подростком, ЧТО именно ему хотелось бы изменить в себе и своей жизни. Обсуждаем несколько идей про то, откуда могут расти ноги его проблем и как можно будет решать эти вопросы. Закладываем подростку установку, что важна его включенность в работу.

    Психолог рассказывает в общих чертах, КАК именно он будет работать с психологом, рассказывает нюансы информированного согласия (об этом этапе работы мы подробнее будем говорить в следующих постах). Договариваются о встречах. На совместной встрече или последующем обсуждении отдельно с родителями психолог излагает суть запроса подростка. Если запросы родителей и подростка выглядят кардинально различающимися – не начинаем работу, пока не найдем компромисс. Об этом я подробно уже рассказывала.

    Если явно выраженного запроса нет – ничего страшного. Психолог проговаривает родителям, что берет время на уточнение запроса. Пока что первые несколько встреч будут посвящены более глубокому исследованию трудностей подростка.

    Психолог обсуждает с родителями их вопросы по информированному согласию, формат обратной связи от психолога по работе с их ребенком и ритму взаимодействия с психологом. Особенно важно проговорить эти пункты с пограничными родителями, склонными размывать крепкие границы специалиста разными способами: ой нам так неудобно, ой а мы опоздаем, ой а можно перенести и прочие варианты.

    Рассказать про типы родителей и особенности взаимодействия с такими родителями?
    Или сконцентрируемся на методах и и технологиях работы с подростками?

    #аннабудько#психологаннабудько#психологспб#дляпсихологов#работапсихолога#детскийпсихолог#подростковыйпсихолог#какработаетпсихолог#психологиядляпсихологов
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1847
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    Добрый день, коллеги! )
    Пока у всей страны выходной-понедельник, большинство из нас на работе. Как говорится, "что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной..."

    И чтобы поддержить позитивное настроение, предлагаю ненадолго отложить сеьезные профессиональные обсуждения и поговорить о наших помощниках.

    Помните, я вам рассказывала про одного из любимцев моих клиентов - кота Барсика? Наверняка, и у вас есть такие помощники.
    Рассказывайте, а лучше присылайте фотографии. А я завтра еще выставлю фото других моих помощников: Удава и жирафа Гоши)) И расскажу, какие роли им чаще всего дают мои клиенты самых разных возрастов))
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1857
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    Во какое взаимное интервью мы взяли друг у друга с [id26131946|Лариса Кононова]!! Мы увидели, как тема подростковой депрессии зацепила вас, и решили с Ларисой продолжить свои профессиональные размышления!
    _________________________
    РОДИТЕЛЯМ О ПОДРОСТКОВОЙ ДЕПРЕССИИ
    Однажды Анна написала пост о депрессивном синдроме у подростков. Лариса пост прокомментирована. Так родилась идея написать “пост на двоих” - пост, в котором два психолога, два опытных специалиста решили рассказать родителям о том, что такое депрессия у подростков и как быть, если вы предположили, что у вашего подростка депрессия. Этакий пост-интервью.
    1. Депрессия у подростка: основные признаки.
    Лариса:
    Консультации с родителями подростков часто проходят непросто. В них обычно много разнообразных родительских чувств. Иногда приходится говорить родителям, что я предполагаю у их подростка депрессию. В этом случае часто встречаюсь с особо сильными чувствами родителей. Кто-то недоумевает: “Как депрессия? Откуда? У нас дома всё нормально!” Кто-то сразу пугается: “Депрессия? Психическое расстройство? Это что, к психиатру и пить таблетки?” Есть и такие родители, которые радуются: “Если это болезнь, значит, её можно вылечить. И мы сможем помочь ребёнку!”
    Что позволяет мне предположить, что у подростка депрессия?
    Во-первых, проблемы с учёбой. И не просто “завал” по одному предмету, а тотальные проблемы, по всем или почти по всем предметам. Иногда по одному или двум предметам дела могут идти более или менее неплохо. Обычно это те предметы, которые ведёт учитель, способный к поддержке.
    Во-вторых, почти постоянно сниженное настроение. Он ничего не хочет, раздражается в ответ на любую просьбу. Плачет или злится.
    В-третьих, нарушения сна и аппетита. Подросток может засыпать под утро, спать с обеда до вечера, жаловаться на бессонницу или сонливость. Кто-то из подростков отказывается от еды, другие, наоборот, нападают на еду, пытаясь справиться со внутренней пустотой.
    В-четвёртых, отказ от привычных ранее занятий. Подросток бросает кружкИ и секции, перестаёт заниматься хобби. И почти всё время проводит с телефоном в руках.
    В-пятых, некоторые подростки пытаются справиться с душевной болью, нанося себе порезы, экспериментируя с психоактивными веществами.
    Могут быть и другие признаки депрессии у подростка, но первые три из моего списка - основные. И об этом я обязательно расскажу родителям на консультации.
    Анна:
    Также на возможное депрессивное состояние может указывать настойчивое обвинение подростка себя во всех смертных грехах: он плохой, нехороший, ужасный человек, из-за него страдают близкие, он полное ничтожество и так далее. Подросток делится впечатлением, что его друзья презирают и не любят его, дружат с ним только из жалости или возможности получения какой-то пользы, например, списать домашнее задание. В целом подросток говорит о себе как о никчемном создании.
    2. Но это не похоже на депрессию у взрослых! Чем отличается подростковая депрессия.
    Анна:
    Подростковая депрессия имеет ряд своих отличительных особенностей, что не похоже на привычные нам представления о клинической депрессии взрослых людей.
    ПД часто имеет ярко выраженные соматические нарушения. Известный подростковый психиатр Иовчук Н. М. назвала такие особенности соматическими масками детской и подростковой депрессии. Это может быть кардиоваскулярная маска, когда подросток жалуется в первую очередь на дискомфортные ощущения в области сердца. Или пульмонологическая маска, когда подросток испытывают субъективное ощущение нехватки воздуха. Гастроэнтерологическая маска связана с дискофортом со стороны желудочно-кишечного тракта. И другие маски. Родители могут долгое время водить ребенка по врачам соматического профиля, педиатрам, гастроэнерологам, пульмонологам, эндокринологам, неврологам и тд, пока кто-то из специалистов не догадается, что похоже пришла пора показать ребенка психиатру.
    Есть такие виды ПД, при которых депрессивная симптоматика разворачивается в сторону ухудшения когнитивных навыков подростка. Он начинает жаловаться на ухудшение работы памяти, снижается школьная успеваемость. Или у подростка начинается протестное поведение с элементами нарушения правопорядка. Вчерашний домашний ребенок начинает употреблять ПАВ, уходить из дома к странным подозрительным друзьям, устраивает дома скандалы.
    Лариса:
    Действительно, депрессия у подростка может отличаться от “взрослой” депрессии.
    Это отличие обусловлено особенностями функционирования нервной системы подростка: психические процессы более подвижны, контроль лобных долей ещё недостаточен. Поэтому подросток, страдающий депрессией, может периодически выглядеть весёлым, активным и вполне благополучным.
    Кроме этого, основной вид деятельности подростка - общение со сверстниками. Поэтому в компании друзей подросток чувствует себя лучше. Он стремиться сбежать от учёбы в дружескую компанию.
    3. Что делать родителям, если они предположили у своего ребёнка депрессию?
    Лариса.
    Во-первых, убедиться, что это действительно депрессия. А не апатия и не реакция на школьные трудности или конфликт с другом. Диагноз сможет поставить психиатр или психотерапевт.
    Во-вторых, организовать лечение, найти специалистов, в идеале - психиатра или психотерапевта и психолога. Помогать ребёнку, напоминая о сессиях, сопровождая к врачу. На первых этапах лечения самостоятельно это сделать непросто. Контролировать приём препаратов, если врач назначил их.
    В-третьих, принять тот факт, что ваш подросток болен, а не ленится. Вам придётся пересмотреть требования к ребёнку, он не может учиться так же хорошо, как до болезни. Высокие требования могут привести к конфликтам и разрушить отношения.
    В-четвёртых, будьте готовы к откатам. Даже если психолог делает своё дело, а препараты подобраны адекватно, лечение почти никогда не идёт гладко. Периодически вы будете отмечать ухудшения состояния. И это нормально.
    В-пятых, вам важно поддержать себя в это непростое время. Вы порой будете чувствовать себя без сил, будете злиться на ребёнка. Найдите того, с кем сможете говорить об этом. Того, кто сможет поддержать вас. Может быть, это будет муж/жена, друг/подруга. Возможно, вам самому нужно будет обратиться за поддержкой к психологу. Найдите способ восстанавливать энергию: гуляйте, читайте, занимайтесь спортом, общайтесь.
    Анна:
    Будет полезно почитать специализированные издания для родителей про подростковую депрессию, так как существуют разные мифы про это расстройство. А реальная картинка вариаций подростковой депрессии может сильно отличаться от наших привычных представлений о ней.
    4. Как родители могут помочь своему подростку, если у него депрессия?
    Анна:
    При депрессивном синдроме у подростка родителям важно дать понять ребенку, что он всегда может просигнализировать им, что нуждается в поддержке: хочет поговорить, посидеть на ручках, поплакать в плечо маме или папе или другими способами получить нужную ему поддержку. В случае, если родители уезжают с ночевками и подросток остается дома один, обсудить доступность родителей по телефону. Если вдруг накрыло тяжелыми переживаниями посреди ночи и не дозвониться до родителей – проговорить с ребенком необходимость вызова скорой психиатрической помощи, заранее найти все необходимые телефоны. Или предварительно найти телефоны экстренной круглосуточной телефонной психологической кризисной помощи для подростков.
    Ни в коем случае не ругать ребенка за селфхарм!!! Помнить, что такие поступки свидетельствуют о том, что подросток испытывал невыносимые по интенсивности переживания в момент причинения себе вреда. С такими вопросами необходимо как можно быстрее обратиться за помощью ребенку к психиатру и психологу.
    В случае , если к родителям пришел тоскующий, плачущий подросток, не надо торопиться его отвлечь и переключить. Сначала важно выслушать, отзеркаливать и сконтейнировать его чувства («Я так сочувствую тебе. Тебе и вправду тяжело было переживать эту ситуацию. Это и вправду так грустно, что вы с подругой поссорились и не смогли услышать друг друга»). Потом попробовать поддержать: если подросток в состоянии – попробовать обсудить какие-то конкретные шаги для разрешения ситуации («Может, подождать несколько дней, вы обе успокоитесь и тогда попробовать еще раз спокойно все обсудить? Что скажешь?») Подростку в депрессивном состоянии свойственно ощущать все в своей жизни как окончательный тупик, думать, что такие неудачи и несчастья теперь ждут его всегда и везде. Обсуждение конкретных практических моментов может помочь вернуть подростка к жизни и показать ему, что возможны и другие ракурсы в восприятии ситуации, казавшейся абсолютно безнадежной. В качестве поддержки можно напомнить какие-то милые моменты из детства подростка, предложить вместе попить чайку или посмотреть хороший спокойный фильм, составить план действий на ближайшие дни и наметить планы, не требующие серьезной затраты энергии. Или просто пообниматься и погладить ребенка по голове, если он не будет против. Вообще родителям стоит задавать своему подростку вопросы «Как лучше я могу сейчас тебя поддержать?» Очень часто подросток сам может дать направление родителю, интуитивно почувствовав, какой именно вид поддержки ему сейчас нужен. Словесное обсуждение, молчаливое эмпатическое присутствие или объятия.
    Не надо пугаться фраз подростка в стиле «так взбесила контрольная по математике, аж сдохнуть хочется». Можно помочь подростку переформулировать «да уж, наверно, тебя разрывало от злости, еще бы!» Можно еще немного вместе повозмущаться, чтобы показать своим примером подростку нормативность его злости и гнева. Подросткам с депрессивным состоянием крайне сложно разрешить себе открыто злиться, они готовы моментально впасть в вину и начать клеймить себя за это.
    Лариса:
    Здесь, кажется, Анна сказала всё, что можно.
    Могу лишь добавить: не стесняйтесь обращаться за помощью и информацией к врачу и психологу сына или дочери. Вы не можете знать всего, специалист может подсказать вам, как вести себя в той или другой ситуации. Вместе вы сможете помочь ребёнку гораздо лучше.
    Будьте доступны для ребёнка, но при этом будьте готовы, что он часто будет отвергать вашу помощь. Не упрекайте его.
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1860
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно

Новое сообщение