Мы используем файлы cookie.
Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    КЕЙС

    Друзья, спасибо за комментарии и с опорой на ваши отклики и заинтересованность начинаю серию постов с разбором обобщенных кейсов по работе с подростками и родителями.

    Напоминаю, что из описания убраны все детали, чтобы никто не был бы узнан. Конфиденциальность – святая святых психолога.

    Вас заинтересовали кейсы про работу преимущественно с самим подростком, когда родители могут не быть активно включенными.

    Достаточно часто подобным запросом является тема школьной неуверенности, страха выступления, например, выхода к доске. Этот как раз тот самый запрос, по поводу которого многие подростки готовы самостоятельно бежать к психологу, так как такая трудность делает жизнь дискоформтной ежедневно.

    Мне хотелось бы выделить две яркие причины формирования подобных затруднений у подростка:
    • Базовое непонимание подростком самого себя, сочетающееся с обостренным восприятием. В итоге подросток ощущает свои стрессовые реакции (публичное выступление в любом случае это стресс по умолчанию) очень интенсивными и сильными, его психика не выдерживает такой перегрузки и наступает «блокировка»: подросток не может быть спонтанным. Движения скованы, язык немеет. Плюс в таких случаях может оказаться, что подросток сам по себе сильно тревожная личность, чутко реагирующая на какие-то ситуации, мимо которых многие другие подростки пройдут, не обратив никакого особого внимания. Здесь ключевая стратегия работы именно с самим подросток: обучение его пониманию себя, своих особенностей, наработка способов ассертивного поведения. После этапа индивидуальной работы необходима групповая работа, где подросток в безопасной обстановке может применить все новые навыки.
    • Подросток пережил опыт стыжения, насмешек, издевательств. Первым такой опыт мог быть в семье, например, со стороны родителей или старшего сиблинга. В таких случаях подросток вырастает с внутренней готовностью встретиться с подобной реакцией со стороны окружающих. Ведь для ребенка семья- это прообраз всего мира. Какими ребенок в детстве видел отношения между родителями, между другими членами семьи – такими он готов видеть отношения между людьми и в отношении его самого при выходе в расширенное социальное взаимодействие (детский сад, школа). Даже если супруги стараются и сдерживаются, не срываются на детях, но при этом неуважительно относятся друг к другу – ребенок это считывает и усваивает как основной возможный сценарий отношений между людьми. Интересным является практическое наблюдение: дети, встречающиеся с буллингом, на самом деле в первый раз далеко не в школе впервые увидели такую модель в отношении себя… Поэтому , с моей точки зрения, помощь подростку при травле точно должна быть многоаспектной: это включенность самой школы через психологические групповые занятия с классом (травля – дисфункциональность отношений в классе в целом), индивидуальная помощь ребенку в переработке полученного тяжелого опыта и переобучение другим моделям поведения (дети считывают, кого можно буллить, а кого нет), также обязательна работа с самой семьей над изменением их внутрисемейных отношений.

    А ТЕПЕРЬ КЕЙС

    Подросток - старшеклассник обратился с запросом помочь преодолеть сильное волнение при общении с одноклассниками и высокую тревогу при ответе в классе. При выяснении жизненных обстоятельств и особенностей подростка сложился следующий пазл:
    • бОльшую часть времени в детстве будучи ребенком клиент воспитывался старшими родственниками, в привычках которых были такие способы воспитания как стыжение, сравнение с окружающими детьми не в пользу подростка, также ребенка часто виноватили. Типичными по воспоминаниям подростка были фразы в стиле «как тебе не стыдно так себя вести»; «да посмотри на себя»; «стыдно перед людьми тебя показывать, все на смех тебя поднимут» и прочие моменты;
    • подросток по складу своей личности - очень эмоционально уязвимый человек, ожидает от окружающих людей в первую очередь осуждения и насмешек.

    Идентичность не сформирована: «я не знаю, в чем моя уникальность, чем я отличаюсь от других». Из-за этого базового самоотношения подросток не знал, как именно ему строить отношения со сверстниками. Даже не умел поддержать разговор в формате small talk.
    • Подросток замечал в себе проявления самых разных реакций, но не была сформирована способность их понимать, в итоге этот наплыв собственных эмоций пугал подростка и обескураживал. Подросток делал вывод про себя: у меня нет никакого четкого внутреннего Я, раз во мне могут быть такие разные чувства.
    • Все эти особенности биографии и личностных особенностей влияли в том числе и на высокую скованность подростка на уроках.

    Подросток на момент прихода в работу жил в семье с родителями без старших родственников. Внутрисемейные отношения по описанию всех членов семьи были достаточно гармоничными и адекватными. Я не увидела никакой горячей необходимости в активном подключении родителей. Мы работали с ними в формате регулярной аудио обратной связи, редких родительских встреч.

    Работа с подростком строилась следующим образом:
    • Обучение подростка по мере его самораскрытия на встречах понимаю своих состояний, чувств, эмоций, реакций. Психологическое информирование о том, к какому типу личности относится сам подросток. Какие есть сильные и уязвимые стороны у его характера, типа темперамента, как называются те или иные его личностные особенности. На что ему можно опираться в своей личности, а какие грани важно усиливать и подкреплять.

    ❗️Методический комментарий❗️

    Также в работе с каждым подростком всегда важно обращать внимание на то, не занимается ли подросток гиперкомпенсацией, то есть попыткой самостоятельно воспитать в себе чуждые его личностным особенностям черты характера, доводя себя до крайности. Например, нежный и сверхчувствительный парень старается игнорировать эти особенности и развивать в себе жесткость, категоричность, даже некоторую жестокость. Для этого он идет заниматься агрессивными видами спорта, например, боксом. Самому при этом страшно, противно, но занимается даже с некоторым исступлением, лишь бы искоренить свою чувствительность. При общении со сверстниками насильно толкает себя использовать мат и грубость, а потом мучается стыдом и виной.
    • Очень полезным в работе с этим кейсом оказался такой формат работы как разбор и обсуждение конкретных ситуаций в общении с одноклассниками и друзьями. Мы детально по буковке разбирали все диалоги, выстраивали предположения, по каким именно причинам подросток именно таким образом воспринял слова своего визави. Придумывали, какие другие причины могли стоять за таким поведением одноклассника. Много времени мы уделяли таким понятия как проекция, контрперенос при общении с другим человеком, также говорили о других видах психологических защит, разнообразии фильтров восприятия одной и той же ситуации разными людьми, что может приводить к непониманию, ссорам, конфликтам, обидам при общении. Детально проговаривали, какими альтернативными способами подросток может вести себя в аналогичных ситуациях.
    ✔Этому подростку с его запросом было очень полезным давать задания в стиле «примени на практике новые способы общения». Клиент выполнял эти задания, с большим интересом мы обсуждали последствия новых способов.
    ✔Постепенно подросток стал замечать улучшения в своих возможностях выдерживать напряжение в ситуации самопрезентации, стал увереннее в отношениях со сверстниками. Подросток рефлексировал, что в этом ему в основном помогло принятие разных аспектов своей личности. Он описывал это новое состояние как более твердое ясное ощущение самого себя. Также как следствие пришла возможность более уверенно чувствовать себя в классе при ответах. С большим удивлением подросток стал замечать, что на самом деле одноклассники тянутся к нему, и никто над ним не смеется. Ведь именно таких реакций он постоянно ожидал раньше.
    ✔Во время работы однократно у подростка случился сильный регресс, такие состояния обязательны при перестройке личности и привычных моделей реагирования и поведения.

    Также в связи с рядом других факторов психическое состояние подростка на какой-то период ухудшилось. Сильно повысились страхи, тревога. В итоге на каком-то этапе мы с родителями подключили подросткового психотерапевта для назначения фармподдержки. Постепенно состояние подростка выровнялось.
    ✔Дальнейшее наблюдение показало, что подросток продолжил стабильно применять в жизни новые поведенческие стратегии. Новый опыт помогал формированию более полному пониманию себя.

    Вот в принципе и все!
    Остались вопросы?
    ...
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1981
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ПО ПАРАМ

    Снова воскресенье и по сложившейся традиции сегодня с вами я – Олег @[id456424314|Олег Дурнов]!
    Сегодня предлагаю начать разговор про работу семейного психолога!
    Ведь мы «Семейная симфония» и конечно этот аспект работы необычайно важен! Запросов на семейные консультации каждый год становиться больше.
    И начнем с того, что нужно знать паре решившей, обратиться к такому специалисту.
    Очень часто каждый участник надеется, что услышав его «правду» психолог «вразумит» партнера и все семейные проблемы закончатся.
    Но профессиональный семейный психолог, который серьезно относится к своей работе, начинает встречу с объяснения, что не принимает чью-то сторону и его основная задача помогать семье услышать друг друга, увидеть «слепые зоны» и работать на совместный запрос к нему. Если у пары есть ресурс и желание работать над отношениями, то помогает договариваться и понимать какие системные процессы в семье происходят. А если пара в процессе работы понимает, что им надо разойтись помогает сделать это экологично и по-минимуму травмировать детей, если они есть у пары.
    Задача семейного психолога – создать атмосферу, в которой члены семьи услышали и поняли бы друг друга, научились способам конструктивного общения и взаимодействия; помочь найти семье ресурсы для разрешения трудностей и противоречий.

    Для достижения этих целей используются самые разные средства и способы:
    - специальным образом организованная беседа;
    - обучение приемам конструктивного общения (коммуникативные упражнения);
    - совместная взрослая игровая деятельность, которая позволяет быстро и глубоко осознать суть конфликта\проблемы.

    Значительную роль играет знакомство с семейной историей каждого члена семьи:
    - какими по характеру были или являются родители каждого из супругов;
    - какие ценности и базовые жизненные модели транслировали родители;
    - родовые мифы и легенды;
    - знакомство с непростыми семейными темами (тяжелые болезни, зависимости, родовые травмы и прочее).
    Влияние предков подчас недооценивается, а ведь именно в выяснении, откуда мы родом, зачастую скрываются многие ответы на вопрос «почему в моей семье и отношениях происходит то, что меня не устраивает».
    Кстати, у некоторых пар есть иллюзия, что все вопросы можно решить за одну консультацию. Конечно, это не возможно, первая встреча это лишь знакомство и, если в завершении этого визита принято совместное решение о продолжении работы, то дальнейшие встречи могут пройти по определенному плану (приведу пример своего плана работы):
    - прояснение запроса семьи;
    - обсуждение-разговор о родительской семье, братьях и сестрах, бабушках и дедушках. Это необходимо для того, чтобы разобраться во внутрисемейных отношениях, особенностях и традициях, подробно представить семью, в которой родились и выросли;
    - разговор о «личной» семье: как познакомились, как развивались отношения и когда начались первые разногласия.
    Нужно быть готовыми к тому, что всегда будет проясняться вопрос о том, какие сложности присутствуют в семье на сегодняшний день. Это поможет психологу определить основную проблему, а паре лишний раз сориентироваться и озвучить недовольства и, возможно впервые, услышать партнера по-другому, без криков или замалчиваний, а также понять, что он думает о ваших отношениях на сегодняшний день.
    Семейный психолог работает над формированием терапевтического контракта, обсуждает желаемый результат и скорректирует его. Например, если один из супругов хочет развестись, а второй сохранить отношения во что бы то ни стало, психолог не будет обещать, что в результате нашей работы вы останетесь вместе.
    В этом случае специалист предложит отсрочить на какое-то время принятие решения, чтобы разобраться, какой вклад в существующие отношения вносит каждый из пары и как проявляет себя в отношениях.
    На самом деле, я считаю, что пары, пришедшие на консультацию, уже имеют огромный ресурс для совместного взаимодействия, просто пока его не видят. Ведь взять и «вынести сор из избы» очень сложно, очень трудно откровенно и искренне рассказать про то, о чем никогда никому не рассказывали. Для этого нужно большое желание и вера в изменения своей семейной жизни!
    Согласны?
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1983
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    Вчера прошла очередная встреча супервизорской группы по подросткам. Радостно, что нас становится больше и благодаря этому полифония профессиональных резонансов становится богаче и шире.
    Кейсы навеяли нам с коллегами размышления о разном:
    • Родители-учителя — это серьезный фактор, влияющий определенным образом на сепарацию подростка;
    • Как трудно контейнировать молчащего подростка, но как же это важно самому подростку – прийти и помолчать в подготовленном пространстве, а через это услышать наконец себя;
    • Как сложно искать баланс между
    а) необходимостью быть адекватно директивным подростковым психологом
    и
    б) качественным присутствием рядом с несовершеннолетним клиентом, не пытаясь «перекормить» его бесценными профессиональными знаниями, предоставляя ему свободу самовыражения.

    Спасибо, коллеги, за глубину и совместность!

    Жду вас на новых встречах в марте:
    • 13 марта - «Творческая лаборатория» - селф-харм и суицидальное поведения
    • 20 марта – супервизорская группа по подросткам и семьям подростков.
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1988
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ПО СЕЗОНУ

    Не секрет, что наши жизненные биоритмы напрямую связаны с природой, погодой, временем года. Выходит солнце - становится чуточку радостнее, набегают свинцовые тучи - настроение стремится к нулю. Я как подростковый психолог четко замечаю взаимосвязь сезонов и запросов в работе.

    В начале осени подростки еще полны летними впечатлениями, солнцем, витамином Д и тд. Несовершеннолетние клиенты бойкие, энергичные, их больше всего волнуют взаимоотношения со сверстниками.

    С середины осени начинается шквал заявок, звонков, сообщений, так как именно с этого периода многие дети и подростки начинают надламываться под грузом школьной и внеурочной нагрузки. Гораздо чаще в кабинете помимо привычной динамической работы приходится почаще предлагать, а в некоторых случаях директивно вкладывать в руки несовершеннолетним клиентам разные жмякалки-антистрессы и кинетический песок для активизации ретикулярной формации. Из вялой селедочки ребенок прямо на глазах превращается в «человека разумного» со взором горящим, и работа закипает! Подростки чаще гнездуются, кто каким образом: кто-то ложится на ковер, кто-то укутывается в пледик, дети помладше строят домики из разных материалов и работают из домика. Психика просит уединения, тишины, покоя от суетливого внешнего мира.

    Зимой и в начале весны намного чаще, чем в другие сезоны, приходится рекомендовать родителям подростков сопроводить детей на сдачу анализов на необходимые для поддержания адекватного физического и психического состояния подростка вещества типа ферритина и витамина Д. Ведь именно с середины зимы и особенно к началу весны практически каждый первый подросток стонет в кабинете про отсутствие сил, быструю утомляемость. Фоново приходится на разные лады петь ненавязчиво, чтобы не набить оскомину, песни про принципиальную важность режима и на пальцах объяснять, почему он так важен.
    Регулярные танцы с бубнами на эту тему часто дают все-таки положительные результаты, так как все равно в психологической работе постепенно происходит укрепление здоровой части личности подростка, благодаря чему подросток все-таки учится заботиться о себе, поддерживать себя разными адекватными способами. К весне среди учеников 9 и 11 классов усиливаются темы в кабинете, связанные с тревогой по поводу предстоящих экзаменов. Важно обучить их разным способам снятия напряжения, которые работают на долгую и краткую дистанцию. Плюс параллельно двигаться в этом вопросе по трем направлениям:
    ✔Проводить общую проработку снижения иррационального страха экзаменов (что может быть самым страшным, если не сдашь? Точно ли это страшнющий страх на самом деле? Какие альтернативные сценарии можно придумать в случае не удовлетворяющего тебя или родителей результата за экзамены?)
    ✔Обучать подростка базовым техникам релаксации и расслабления, договариваться о регулярной тренировке дома;
    ✔Обучать подростка быстрым способам снятия напряжения в стрессовых учебных ситуациях в школе (такие техники работают намного эффективнее при условии регулярной тренировки дома).

    Коллеги, а вы замечаете смену времен года в своем кабинете через своих клиентов?

    #аннабудько#психологаннабудько#подростковыйпсихологспб#детскийпсихологспб#семейныйпсихологспб#работапсихолога#какработаетпсихолог#психологияподростка#психологспб
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1989
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ВЕСЕННЯЯ ХАНДРА?

    Дорогие коллеги, спасибо за участие в опросе!

    Победителем в номинации самый актуальный запрос в вашем кабинете – астеническое состояние у подростков. На втором месте – школьное волнение. Замыкает тройку финалистов – проблемы в отношениях со сверстниками.

    Ну что ж, начнем с «победителя».

    Начало весны – самое подходящее время для регулярных стенаний в кабинете подросткового психолога из недр клиентского кресла в стиле «больше ничего не могу», «совсем нет сил», «устал», «спала-спала и не выспалась».

    Для нас с вами, уважаемые коллеги, всегда важно в работе с подростками перестраховываться. Мы часто обсуждали в постах и на супервизорских встречах серьезную специфику клинической картины тех или иных психических расстройств у несовершеннолетних. Как эти клинические картины могут быть непохожими на те же диагнозы во взрослой клинике. Когда ваше ухо снова и снова от встречи к встрече терзают регулярные жалобы по поводу чего-то неприятного для подростка в его психическом и физическом состоянии – это точно повод лишний раз дать обратную связь родителям.

    С середины зимы, особенно в начале весны многие дети открыто жалуются на упадок сил, какое-то чувство измотанности уже прямо с утра, быструю истощаемость, медленное наполнение энергией или парадоксальное отсутствие этой энергии даже после выходных, проведенных на диване в тишине и покое. Все эти признаки говорят о возможном истощенном или другими словами астеническом состоянии психики подростка. Я обычно включаю тревожную сирену после двух случаев подряд упоминания ребенком о таком состоянии. Или если во время работы я вижу, что подросток вялый, трет глаза, может заснуть во время онлайн работы – всегда уточняю, что с ним, как долго длится это состояние.

    Подростковым психологам важно на первых порах определиться, из какой именно области может расти астения подростка, ведь причины могут быть разными.

    Бывают подростки, которые по самой своей природе (по старой классификации психотипов) астеники или астено-невротические дети. Их, в первую очередь, биологические особенности таковы, что они в принципе склонны быстро утомляться, медленно накапливают энергию. В работе с ними психологу чрезвычайно важно делать акцент на принятии таким подростком своих особенностей, собственных ограничений и строить жизнь с учетом этого. Подростку важно осознать, что он может в отличие от многих своих сверстников после уроков идти домой и в обязательном порядке побыть в тишине и покое (даже без любимого телефона, о ужас!!!) минут 30. Что ему не надо набирать себе внеурочки в школе. Что ему жизненно необходимо хотя бы минут 40 в день проводить на свежем воздухе (это кстати жизненно необходимо всем подросткам в принципе). Что полезно будет познакомиться с таким зверем как ЛФК. Что правильное время отбоя – святая святых его жизни. Что ему нужно распределять свою нагрузку на выходных с учетом даже самых приятных событий таких как, например, ночевка у подружки. Ночевка должна быть только в субботу, так как подростку придется все воскресенье восстанавливаться после нарушенного режима и активного приятного общения. Что ему нечего стыдиться, когда он в школе на переменах уходит от активного общения с одноклассниками и ищет тихий уголок, чтобы отдохнуть от сенсорной перегрузки нервной системе. И многое другое.

    Часто такие подростки гнобят себя за то, что они «слабаки». Терпеливо и бережно, спокойно упрямо подростковый психолог должен донести до подростка, что миру нужно разнообразие людей. «Да, ты можешь чувствовать себя маргиналом на обочине современной жизни, потому что ритм жизни городского подростка из мегаполиса отличается сверхскоростями. Вместе с тем как важно уметь приостановиться, отдышаться. Эти периоды остановки могут быть наполнены важными смыслами». Дальше выходим с подростком к поиску внутреннего ресурса в периоды его отлеживания на диване. В большинстве случаев выясняется, что такие подростки обладают художественной, в широком смысле этого слова, чуткостью и одаренностью. Они могут придумывать целый вселенные, обдумывать разные ситуации своего опыта, проводить время в философских размышлениях. Параллельно с этим важно контейнировать горечь, злость, грусть подростка по поводу того, что ему и вправду не построить свою жизнь с такой степенью интенсивности дел и занятий, как ему хотелось бы. Часто наблюдала: когда подросток приходит к принятию своих особенностей – терзания по поводу добавления динамики в свою жизнь успокаиваются и приобретают более подходящие масштабы.

    Есть подростки, у которых такие состояния происходят в какие-то периоды их жизни. Всегда важно выяснить, с чем связано астеническое состояние и каких смежных специалистов важно подключить для оказания подростку помощи.

    Примерный алгоритм действий подросткового психолога в этих случаях может быть таким:
    · Подробнейшим образом расспросить подростка о режиме дня (по сколько часов спит, время укладывания в кровать и засыпания. Имеем в виду: они могут существенно отличаться!!!
    - Каково время подъема: вместе с подростком высчитываем количество часов сна. - Спрашиваем о сбое режима в выходные.
    - По сколько часов и до скольки сидит в гаджетах.
    - Каково питание подростка – нередко астеническое состояние может быть связано с недостаточным питанием.
    - Есть ли регулярное ежедневное время для прогулки на свежем воздухе.
    - Сколько в сутках времени для своих дел и отдыха от учебы.
    - Изменилось ли что-то в расписании и занятости подростка.
    - Как обстоят дела с вредными привычками и какова интенсивность употребления вейпов или других ПАВ.
    - Какие серьезные стрессы были в жизни подростка за последние 2 недели (у подростков может быть отсроченная реакция на серьезные стрессы, когда нервная система может отреагировать «отходняком» после стрессовых событий, даже и радостных!!)
    - Болел ли подросток недавно.
    - И другие подобного плана вопросы
    · Дальнейшие действия зависят от того, какая версия по поводу астенического состояния становится приоритетной у психолога. В обязательном порядке сверяемся с родителями: замечают ли они изменения в состоянии своего ребенка. С чем, с их точки зрения, это может быть связано.
    · Если первичной является версия про последствие какого-то стресса – помогаем подростку переварить случившееся событие. Иногда может понадобиться несколько встреч. Сопровождаем подростка в изучении точек в структуре своей личности, где он терял энергии больше всего в данной ситуации. Что затрудняло его проживание этого события. Через найденные точки выходим к вопросу, что именно его уязвляет и как укрепить себя в этих зыбких зонах.
    · Если скорее вырисовывается фактор режимных нарушений – набираемся терпения, это работа вдолгую)) Самое главное – постоянное внимание психолога в работе с подростком на тему заботы о себе. Эти моменты выращиваются постепенно в личности подростка по мере развития его понимания себя, уважения к себе и в конечном счете формировании способности заботиться о себе, хотя ох как непросто это дается подросткам в силу возрастных особенностей))) Важно на пальцах объяснить подростку, как именно взаимосвязаны режим и его состояние, вместе проговорить плюсы ресурсного состояния, которое он может создавать своими собственными руками. Обсуждение планов на ближайшие месяцы – всегда хорошая стратегия в работе с подростками. Это зачастую может стать тем маяком, который поддерживает пограничные качели подростка в сторону выбора себя, жизни, созидания.
    Важно подходящим именно для каждого конкретного подростка хвалить его за оказание себе чуточки заботы. Можно сказать что-то типа «Я горжусь тобой. Можно только представить, как тебе было непросто отказаться от такой важной для тебя переписки с подругой до привычных 2 часов ночи. Она даже могла сердиться на тебя, высказать претензии. Она имеет на это право. А ты имеешь право выбрать себя и заботу о себе. Это же так круто!»
    В этом направлении работы можно предупредить подростка, что у него возможны срывы режима, но что с каждым положительным днем нового опыта ему будет все легче возвращаться к нужному режиму.
    Также лично я всегда активно прошу подключиться родителей в случаях, когда становится очевидным: подростку нужна помощь в самоорганизации. Пока он не справляется. Я заранее обсуждаю с подростком, что будут подключены родители, так как важнее всего – здоровье подростка. Открываю подростку дверь для выражения гнева и недовольства по этому поводу на себя и родителей. После серии ворчаний подростки, как правило, все-таки дают понять, что именно этого они и ждут от значимых взрослых, адекватной помощи и заботы о нем. Пусть даже это и связано с установлением family link на телефон, введением новых правил и тд. Нам с вами, коллеги, важно помнить: несмотря на самые острые способы проявления подростком несогласия с политикой партии Взрослых – внутри себя подросток очень нуждается в выставлении взрослыми адекватных границ и правил, которые дают бунтующему ребенку чувство безопасности.
    · Если астеническое состояние – это история про неправильное питание, то это целая отдельная история про налаживание отношений подростка с едой и об этом впереди отдельные посты. Кратко упомяну: диапазон сложностей по этому вопросу может быть от легких нарушений в виде «пришел домой, никого нет, поел чипсы вместо обеда» до таких серьезных диагнозов как РПП. Это уже совсем отдельная история с подключением целой команда специалистов и психологической работы со всей семьей.
    · Если в астеническом состоянии подростка явно видны биологические причины или у вас есть сомнения, какой именно природы это состояние – вперед к врачам. Педиатр, психиатр или психотерапевт, невролог, эндокринолог. Также важно сдать анализы на ферритин, витамин D, гемоглобин. Дальше это уже профиль врача соматического или психиатрического профиля. Лично я в своей практике работы с подростками практически в каждом первом случае предпочитаю сверяться с коллегами-врачами, если хоть что-то в состоянии подростка мне показалось подозрительным. В случае с подростками профессиональная паранойя вполне себе оправдана, с моей точки зрения.
    · Прямо во время работы подросткам в астеническом состоянии я всегда директивно предлагаю выбрать что-то жмякательное для рук: сквиш, антистресс, кинетический песок или еще что-то. Пусть перебирает прямо во время встречи выбранный тактильный материал, ведь во время этих простых действий мозг начинает заряжаться энергией. Что и видно невооруженным глазом: обычно на 15-20 минуте таких нехитрых действий глаза у подростка начинают блестеть, голос крепнет, сил потихоньку прибывают.


    Как часто у вас в кабинете оказываются подростки с такими жалобами? Какие у вас любимые и проверенные техники в работе с такими состояниями у ребят?

    #аннабудько#психологаннабудько#подростковыйпсихолог#детскийпсихолог#психологспб#работапсихолога#говоритпсихолог#мойпсихолог#подростки#сменанастроений#психология#дляпсихологов
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1991
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно

Новое сообщение