Мы используем файлы cookie.
Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Психологический центр «Семейная Симфония»
ВЕСЕННЯЯ ХАНДРА?

Дорогие коллеги, спасибо за участие в опросе!

Победителем в номинации самый актуальный запрос в вашем кабинете – астеническое состояние у подростков. На втором месте – школьное волнение. Замыкает тройку финалистов – проблемы в отношениях со сверстниками.

Ну что ж, начнем с «победителя».

Начало весны – самое подходящее время для регулярных стенаний в кабинете подросткового психолога из недр клиентского кресла в стиле «больше ничего не могу», «совсем нет сил», «устал», «спала-спала и не выспалась».

Для нас с вами, уважаемые коллеги, всегда важно в работе с подростками перестраховываться. Мы часто обсуждали в постах и на супервизорских встречах серьезную специфику клинической картины тех или иных психических расстройств у несовершеннолетних. Как эти клинические картины могут быть непохожими на те же диагнозы во взрослой клинике. Когда ваше ухо снова и снова от встречи к встрече терзают регулярные жалобы по поводу чего-то неприятного для подростка в его психическом и физическом состоянии – это точно повод лишний раз дать обратную связь родителям.

С середины зимы, особенно в начале весны многие дети открыто жалуются на упадок сил, какое-то чувство измотанности уже прямо с утра, быструю истощаемость, медленное наполнение энергией или парадоксальное отсутствие этой энергии даже после выходных, проведенных на диване в тишине и покое. Все эти признаки говорят о возможном истощенном или другими словами астеническом состоянии психики подростка. Я обычно включаю тревожную сирену после двух случаев подряд упоминания ребенком о таком состоянии. Или если во время работы я вижу, что подросток вялый, трет глаза, может заснуть во время онлайн работы – всегда уточняю, что с ним, как долго длится это состояние.

Подростковым психологам важно на первых порах определиться, из какой именно области может расти астения подростка, ведь причины могут быть разными.

Бывают подростки, которые по самой своей природе (по старой классификации психотипов) астеники или астено-невротические дети. Их, в первую очередь, биологические особенности таковы, что они в принципе склонны быстро утомляться, медленно накапливают энергию. В работе с ними психологу чрезвычайно важно делать акцент на принятии таким подростком своих особенностей, собственных ограничений и строить жизнь с учетом этого. Подростку важно осознать, что он может в отличие от многих своих сверстников после уроков идти домой и в обязательном порядке побыть в тишине и покое (даже без любимого телефона, о ужас!!!) минут 30. Что ему не надо набирать себе внеурочки в школе. Что ему жизненно необходимо хотя бы минут 40 в день проводить на свежем воздухе (это кстати жизненно необходимо всем подросткам в принципе). Что полезно будет познакомиться с таким зверем как ЛФК. Что правильное время отбоя – святая святых его жизни. Что ему нужно распределять свою нагрузку на выходных с учетом даже самых приятных событий таких как, например, ночевка у подружки. Ночевка должна быть только в субботу, так как подростку придется все воскресенье восстанавливаться после нарушенного режима и активного приятного общения. Что ему нечего стыдиться, когда он в школе на переменах уходит от активного общения с одноклассниками и ищет тихий уголок, чтобы отдохнуть от сенсорной перегрузки нервной системе. И многое другое.

Часто такие подростки гнобят себя за то, что они «слабаки». Терпеливо и бережно, спокойно упрямо подростковый психолог должен донести до подростка, что миру нужно разнообразие людей. «Да, ты можешь чувствовать себя маргиналом на обочине современной жизни, потому что ритм жизни городского подростка из мегаполиса отличается сверхскоростями. Вместе с тем как важно уметь приостановиться, отдышаться. Эти периоды остановки могут быть наполнены важными смыслами». Дальше выходим с подростком к поиску внутреннего ресурса в периоды его отлеживания на диване. В большинстве случаев выясняется, что такие подростки обладают художественной, в широком смысле этого слова, чуткостью и одаренностью. Они могут придумывать целый вселенные, обдумывать разные ситуации своего опыта, проводить время в философских размышлениях. Параллельно с этим важно контейнировать горечь, злость, грусть подростка по поводу того, что ему и вправду не построить свою жизнь с такой степенью интенсивности дел и занятий, как ему хотелось бы. Часто наблюдала: когда подросток приходит к принятию своих особенностей – терзания по поводу добавления динамики в свою жизнь успокаиваются и приобретают более подходящие масштабы.

Есть подростки, у которых такие состояния происходят в какие-то периоды их жизни. Всегда важно выяснить, с чем связано астеническое состояние и каких смежных специалистов важно подключить для оказания подростку помощи.

Примерный алгоритм действий подросткового психолога в этих случаях может быть таким:
· Подробнейшим образом расспросить подростка о режиме дня (по сколько часов спит, время укладывания в кровать и засыпания. Имеем в виду: они могут существенно отличаться!!!
- Каково время подъема: вместе с подростком высчитываем количество часов сна. - Спрашиваем о сбое режима в выходные.
- По сколько часов и до скольки сидит в гаджетах.
- Каково питание подростка – нередко астеническое состояние может быть связано с недостаточным питанием.
- Есть ли регулярное ежедневное время для прогулки на свежем воздухе.
- Сколько в сутках времени для своих дел и отдыха от учебы.
- Изменилось ли что-то в расписании и занятости подростка.
- Как обстоят дела с вредными привычками и какова интенсивность употребления вейпов или других ПАВ.
- Какие серьезные стрессы были в жизни подростка за последние 2 недели (у подростков может быть отсроченная реакция на серьезные стрессы, когда нервная система может отреагировать «отходняком» после стрессовых событий, даже и радостных!!)
- Болел ли подросток недавно.
- И другие подобного плана вопросы
· Дальнейшие действия зависят от того, какая версия по поводу астенического состояния становится приоритетной у психолога. В обязательном порядке сверяемся с родителями: замечают ли они изменения в состоянии своего ребенка. С чем, с их точки зрения, это может быть связано.
· Если первичной является версия про последствие какого-то стресса – помогаем подростку переварить случившееся событие. Иногда может понадобиться несколько встреч. Сопровождаем подростка в изучении точек в структуре своей личности, где он терял энергии больше всего в данной ситуации. Что затрудняло его проживание этого события. Через найденные точки выходим к вопросу, что именно его уязвляет и как укрепить себя в этих зыбких зонах.
· Если скорее вырисовывается фактор режимных нарушений – набираемся терпения, это работа вдолгую)) Самое главное – постоянное внимание психолога в работе с подростком на тему заботы о себе. Эти моменты выращиваются постепенно в личности подростка по мере развития его понимания себя, уважения к себе и в конечном счете формировании способности заботиться о себе, хотя ох как непросто это дается подросткам в силу возрастных особенностей))) Важно на пальцах объяснить подростку, как именно взаимосвязаны режим и его состояние, вместе проговорить плюсы ресурсного состояния, которое он может создавать своими собственными руками. Обсуждение планов на ближайшие месяцы – всегда хорошая стратегия в работе с подростками. Это зачастую может стать тем маяком, который поддерживает пограничные качели подростка в сторону выбора себя, жизни, созидания.
Важно подходящим именно для каждого конкретного подростка хвалить его за оказание себе чуточки заботы. Можно сказать что-то типа «Я горжусь тобой. Можно только представить, как тебе было непросто отказаться от такой важной для тебя переписки с подругой до привычных 2 часов ночи. Она даже могла сердиться на тебя, высказать претензии. Она имеет на это право. А ты имеешь право выбрать себя и заботу о себе. Это же так круто!»
В этом направлении работы можно предупредить подростка, что у него возможны срывы режима, но что с каждым положительным днем нового опыта ему будет все легче возвращаться к нужному режиму.
Также лично я всегда активно прошу подключиться родителей в случаях, когда становится очевидным: подростку нужна помощь в самоорганизации. Пока он не справляется. Я заранее обсуждаю с подростком, что будут подключены родители, так как важнее всего – здоровье подростка. Открываю подростку дверь для выражения гнева и недовольства по этому поводу на себя и родителей. После серии ворчаний подростки, как правило, все-таки дают понять, что именно этого они и ждут от значимых взрослых, адекватной помощи и заботы о нем. Пусть даже это и связано с установлением family link на телефон, введением новых правил и тд. Нам с вами, коллеги, важно помнить: несмотря на самые острые способы проявления подростком несогласия с политикой партии Взрослых – внутри себя подросток очень нуждается в выставлении взрослыми адекватных границ и правил, которые дают бунтующему ребенку чувство безопасности.
· Если астеническое состояние – это история про неправильное питание, то это целая отдельная история про налаживание отношений подростка с едой и об этом впереди отдельные посты. Кратко упомяну: диапазон сложностей по этому вопросу может быть от легких нарушений в виде «пришел домой, никого нет, поел чипсы вместо обеда» до таких серьезных диагнозов как РПП. Это уже совсем отдельная история с подключением целой команда специалистов и психологической работы со всей семьей.
· Если в астеническом состоянии подростка явно видны биологические причины или у вас есть сомнения, какой именно природы это состояние – вперед к врачам. Педиатр, психиатр или психотерапевт, невролог, эндокринолог. Также важно сдать анализы на ферритин, витамин D, гемоглобин. Дальше это уже профиль врача соматического или психиатрического профиля. Лично я в своей практике работы с подростками практически в каждом первом случае предпочитаю сверяться с коллегами-врачами, если хоть что-то в состоянии подростка мне показалось подозрительным. В случае с подростками профессиональная паранойя вполне себе оправдана, с моей точки зрения.
· Прямо во время работы подросткам в астеническом состоянии я всегда директивно предлагаю выбрать что-то жмякательное для рук: сквиш, антистресс, кинетический песок или еще что-то. Пусть перебирает прямо во время встречи выбранный тактильный материал, ведь во время этих простых действий мозг начинает заряжаться энергией. Что и видно невооруженным глазом: обычно на 15-20 минуте таких нехитрых действий глаза у подростка начинают блестеть, голос крепнет, сил потихоньку прибывают.


Как часто у вас в кабинете оказываются подростки с такими жалобами? Какие у вас любимые и проверенные техники в работе с такими состояниями у ребят?

#аннабудько#психологаннабудько#подростковыйпсихолог#детскийпсихолог#психологспб#работапсихолога#говоритпсихолог#мойпсихолог#подростки#сменанастроений#психология#дляпсихологов
Источник: https://vk.com/wall-101145330_1991
интересно
не интересно
интересно / не интересно

Новое сообщение