Мы используем файлы cookie.
Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Психологический центр «Семейная Симфония»
ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ

Добрый вечер, коллеги!
Помните, обещала подробный пост про технологии работы с подростками?
Вот и он!

Итак на сегодняшний день в практической психологии известны три основных подхода:
- психодинамический;
- когнитивно-бихевиоральный или когнитивно-поведенческий;
- экзистенциально-гуманистический.

Как отдельное направление сейчас также выделяют интегративный подход.

Каждый подход имеет свою теоретическую базу и методы работы, то есть представления о том, КАК ИМЕННО возникают те или иные психологические трудности и каковы пути их разрешения.

В рамках каждого подхода выделяются разные направления: психоанализ, психоаналитическая психотерапия, релятивистский психоанализ и мн. др. в психодинамическом подходе. Cреди направлений КБТ выделяются диалективо-поведенческий подход, терапия принятия ответственности, схема-терапия и мн. др. В экзистенциально-гуманистическом подходе выделяются также многие направления: гештальт-подход, дазайнанализ, логотерапия и мн. др.

Каждый подход использует свои базовые методы работы, но мы поговорим об универсальных полимодальных закономерностях в работе практического подросткового психолога.

1) Важной частью работы является формирование психологической грамотности у подростка через психологическое информирование. Сюда можно отнести рассказ психолога своему несовершеннолетнему клиенту, например, о различиях в типах темперамента у людей и важности каждого типа темперамента. Это сильно помогает подростку в принятии своих особенностей и понимании отличий людей друг от друга и нормальности существования этих отличий. Большинство подростков любят самостоятельно проходить разные психологические тесты в интернете. Это можно сделать классной точкой входа в обсуждение с клиентом очень разных полезных для подростка психологических тем. Например, что такое нейротизм и каков уровень этого самого нейротизма у самого подростка, как это влияет на его поведение. Или с людьми какого типа подростку комфортнее всего общаться, а с кем он испытывает сложности в контакте. Часто в работе с подростками оказывается важным информировать клиента о специфике реакции организма и психики на стресс или важности таких эмоций как злость или гнев. Понимание подростком таких вопросов помогает прорабатывать такие типичные трудности в подростковом возрасте как волнение при ответе у доски или во время контрольной работы, поиск адекватных способов выражения своего недовольства в разных ситуациях и вреде подавления сильных чувств.

2) Психологическая разгрузка, снятие психического напряжения. Каждый подросток выбирает ту форму разгрузки, которая ему комфортнее. Кто-то хочет проговорить всю встречу, кто-то рвать журналы и с криками раскидывать обрывки по кабинету, кто-то копошиться в песке. Выпускание наружу своих накопленных переживаний освобождает психику от давления и дает возможность подростку разложить свой опыт по полочкам, расслабиться и двигаться дальше в своих жизненных планах.

3) Помощь в формировании навыков эмоциональной саморегуляции. В подростковый период внутреннее устройство человека чрезвычайно усложняется. Подросток начинает испытывать более широкую гамму разных эмоциональных реакций, обращает внимание на многие вопросы, которые раньше его не трогали. Плюс параллельно организм вкладывает огромное количество энергии в физиологические изменения. Природные способности по управлению своим состоянием и поведением все еще не до конца созрели. Вопросов же надо решать миллион: учеба, обстановка дома и отношения с близкими, вечная череда разных непростых ситуаций с друзьями, поиск себя, романтические переживания и прочее. На все сил не хватает. Психолог может помочь подростку научиться грамотно распределять эмоциональные и психические силы. Восстанавливать их в случае истощения, останавливать себя там, где намечается взрыв внутреннего эмоционального вулкана; активизировать в ситуациях, когда это необходимо. Подростковые психологи владеют знаниями и техниками для направления психической энергии в нужное русло. Понизить зашкаливающую через край тревогу перед экзаменом, стабилизировать себя во время сложного конфликтного разговора, включить себя утром из сонного состояния и другие ситуации.

4) Помощь в переработке сложного жизненного опыта, интеграция этого опыта. Наша психика так устроена, что при встрече с тяжелыми ситуациями бывает так, что какие-то переживания и воспоминания застревают в нашей личности как заноза. Время идет, заноза может вызывать дискомфорт бОльшей или мЕньшей степени, можно даже адаптироваться к жизни с этой занозой. Но организм будет продолжать неуклонно тратить силы на борьбу с вредом от этой занозы. Примерно то же самое происходит и с психикой. В ходе работы с подростком могут открыться эпизоды пережитого им сложного опыта. Например, физического насилия со стороны родителей в детстве, несмотря на то, что с течением времени родители могли пересмотреть свои способы воспитания и даже попросить прощения у своего ребенка. Все равно требуется время, чтобы в процессе психологической работы помочь подростку переработать тот прежний опыт. Поддержать его в отреагировании гнева и обучение тому, как теперь распознавать попытки других людей психологически «побить» подростка и как можно останавливать такие ситуации. Важно научить подростка полезным поведенческим инструментам остановки эмоционального нападения со стороны другого человека. Ведь в детстве у ребенка не было возможности влиять на поведение родителей в ситуации избиения, зато у подросшего человека есть возможность влиять на схожее по своей сути поведение сверстника, задевающего своими грубыми жестокими шутками. Или по крайней мере психологически защитить себя от этого, минимизировать вред воздействия таких ситуаций.
5) Помощь в компенсации дефицитов в структуре личности подростка, формирование адаптивных моделей поведения, расширение репертуара конструктивных копинг-стратегий. Сюда входит не только разговор об этих темах, но также разбор конкретных ситуаций из жизни подростка и обсуждение новых форм поведения. Анализ на следующих встречах, ЧТО получилось или не получилось сделать по-другому. Особенно эффективно это удается через наблюдение за общением подростка с психологом прямо в кабинете или на тренинге, во время групповых занятий. Так, например, если подросток делится переживаниями, что он не знает, КАК именно начать разговор с заинтересовавшим его человеком, важно прямо в кабинете порепетировать разные варианты начала разговора. Потом договориться с подростком о том, что он попробует применить данные варианты на практике. На следующих встречах обсудить, ЧТО получилось или не получилось, что подходит или нет, с каким человеком и в каких ситуациях.

Важный и часто не очевидный для подростка и родителей момент – дождаться подтверждения, что состояние подростка и новые поведенческие способы действительно работают и состояние стабильно улучшилось. Я обычно проговариваю с подростком и родителями, что после стабилизации и улучшения, когда сам подросток и родители отмечают выполнение первоначального запроса, все равно важно выждать еще 2-3 месяца, чтобы полученный от психологической работы эффект закрепился. В противном случае можно стать свидетелями ситуации, когда новый неожиданный стресс моментально как будто отбрасывает всю работу назад, так как изменения не успели закрепиться. И приходится отстраивать здание заново. В нашем деле спешка точно ни к чему!

Вот и все основные методы. А какие вы используете чаще всего?

#психологспб#аннабудько#психологаннабудько#подростковыйпсихолог#детскийпсихолого#психологическиеметоды#работапсихолога#дляпсихологов#психологоическиетехники
Источник: https://vk.com/wall-101145330_1864
интересно
не интересно
интересно / не интересно

Новое сообщение