Мы используем файлы cookie.
Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ПО СЕЗОНУ

    Не секрет, что наши жизненные биоритмы напрямую связаны с природой, погодой, временем года. Выходит солнце - становится чуточку радостнее, набегают свинцовые тучи - настроение стремится к нулю. Я как подростковый психолог четко замечаю взаимосвязь сезонов и запросов в работе.

    В начале осени подростки еще полны летними впечатлениями, солнцем, витамином Д и тд. Несовершеннолетние клиенты бойкие, энергичные, их больше всего волнуют взаимоотношения со сверстниками.

    С середины осени начинается шквал заявок, звонков, сообщений, так как именно с этого периода многие дети и подростки начинают надламываться под грузом школьной и внеурочной нагрузки. Гораздо чаще в кабинете помимо привычной динамической работы приходится почаще предлагать, а в некоторых случаях директивно вкладывать в руки несовершеннолетним клиентам разные жмякалки-антистрессы и кинетический песок для активизации ретикулярной формации. Из вялой селедочки ребенок прямо на глазах превращается в «человека разумного» со взором горящим, и работа закипает! Подростки чаще гнездуются, кто каким образом: кто-то ложится на ковер, кто-то укутывается в пледик, дети помладше строят домики из разных материалов и работают из домика. Психика просит уединения, тишины, покоя от суетливого внешнего мира.

    Зимой и в начале весны намного чаще, чем в другие сезоны, приходится рекомендовать родителям подростков сопроводить детей на сдачу анализов на необходимые для поддержания адекватного физического и психического состояния подростка вещества типа ферритина и витамина Д. Ведь именно с середины зимы и особенно к началу весны практически каждый первый подросток стонет в кабинете про отсутствие сил, быструю утомляемость. Фоново приходится на разные лады петь ненавязчиво, чтобы не набить оскомину, песни про принципиальную важность режима и на пальцах объяснять, почему он так важен.
    Регулярные танцы с бубнами на эту тему часто дают все-таки положительные результаты, так как все равно в психологической работе постепенно происходит укрепление здоровой части личности подростка, благодаря чему подросток все-таки учится заботиться о себе, поддерживать себя разными адекватными способами. К весне среди учеников 9 и 11 классов усиливаются темы в кабинете, связанные с тревогой по поводу предстоящих экзаменов. Важно обучить их разным способам снятия напряжения, которые работают на долгую и краткую дистанцию. Плюс параллельно двигаться в этом вопросе по трем направлениям:
    ✔Проводить общую проработку снижения иррационального страха экзаменов (что может быть самым страшным, если не сдашь? Точно ли это страшнющий страх на самом деле? Какие альтернативные сценарии можно придумать в случае не удовлетворяющего тебя или родителей результата за экзамены?)
    ✔Обучать подростка базовым техникам релаксации и расслабления, договариваться о регулярной тренировке дома;
    ✔Обучать подростка быстрым способам снятия напряжения в стрессовых учебных ситуациях в школе (такие техники работают намного эффективнее при условии регулярной тренировки дома).

    Коллеги, а вы замечаете смену времен года в своем кабинете через своих клиентов?

    #аннабудько#психологаннабудько#подростковыйпсихологспб#детскийпсихологспб#семейныйпсихологспб#работапсихолога#какработаетпсихолог#психологияподростка#психологспб
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1989
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ВЕСЕННЯЯ ХАНДРА?

    Дорогие коллеги, спасибо за участие в опросе!

    Победителем в номинации самый актуальный запрос в вашем кабинете – астеническое состояние у подростков. На втором месте – школьное волнение. Замыкает тройку финалистов – проблемы в отношениях со сверстниками.

    Ну что ж, начнем с «победителя».

    Начало весны – самое подходящее время для регулярных стенаний в кабинете подросткового психолога из недр клиентского кресла в стиле «больше ничего не могу», «совсем нет сил», «устал», «спала-спала и не выспалась».

    Для нас с вами, уважаемые коллеги, всегда важно в работе с подростками перестраховываться. Мы часто обсуждали в постах и на супервизорских встречах серьезную специфику клинической картины тех или иных психических расстройств у несовершеннолетних. Как эти клинические картины могут быть непохожими на те же диагнозы во взрослой клинике. Когда ваше ухо снова и снова от встречи к встрече терзают регулярные жалобы по поводу чего-то неприятного для подростка в его психическом и физическом состоянии – это точно повод лишний раз дать обратную связь родителям.

    С середины зимы, особенно в начале весны многие дети открыто жалуются на упадок сил, какое-то чувство измотанности уже прямо с утра, быструю истощаемость, медленное наполнение энергией или парадоксальное отсутствие этой энергии даже после выходных, проведенных на диване в тишине и покое. Все эти признаки говорят о возможном истощенном или другими словами астеническом состоянии психики подростка. Я обычно включаю тревожную сирену после двух случаев подряд упоминания ребенком о таком состоянии. Или если во время работы я вижу, что подросток вялый, трет глаза, может заснуть во время онлайн работы – всегда уточняю, что с ним, как долго длится это состояние.

    Подростковым психологам важно на первых порах определиться, из какой именно области может расти астения подростка, ведь причины могут быть разными.

    Бывают подростки, которые по самой своей природе (по старой классификации психотипов) астеники или астено-невротические дети. Их, в первую очередь, биологические особенности таковы, что они в принципе склонны быстро утомляться, медленно накапливают энергию. В работе с ними психологу чрезвычайно важно делать акцент на принятии таким подростком своих особенностей, собственных ограничений и строить жизнь с учетом этого. Подростку важно осознать, что он может в отличие от многих своих сверстников после уроков идти домой и в обязательном порядке побыть в тишине и покое (даже без любимого телефона, о ужас!!!) минут 30. Что ему не надо набирать себе внеурочки в школе. Что ему жизненно необходимо хотя бы минут 40 в день проводить на свежем воздухе (это кстати жизненно необходимо всем подросткам в принципе). Что полезно будет познакомиться с таким зверем как ЛФК. Что правильное время отбоя – святая святых его жизни. Что ему нужно распределять свою нагрузку на выходных с учетом даже самых приятных событий таких как, например, ночевка у подружки. Ночевка должна быть только в субботу, так как подростку придется все воскресенье восстанавливаться после нарушенного режима и активного приятного общения. Что ему нечего стыдиться, когда он в школе на переменах уходит от активного общения с одноклассниками и ищет тихий уголок, чтобы отдохнуть от сенсорной перегрузки нервной системе. И многое другое.

    Часто такие подростки гнобят себя за то, что они «слабаки». Терпеливо и бережно, спокойно упрямо подростковый психолог должен донести до подростка, что миру нужно разнообразие людей. «Да, ты можешь чувствовать себя маргиналом на обочине современной жизни, потому что ритм жизни городского подростка из мегаполиса отличается сверхскоростями. Вместе с тем как важно уметь приостановиться, отдышаться. Эти периоды остановки могут быть наполнены важными смыслами». Дальше выходим с подростком к поиску внутреннего ресурса в периоды его отлеживания на диване. В большинстве случаев выясняется, что такие подростки обладают художественной, в широком смысле этого слова, чуткостью и одаренностью. Они могут придумывать целый вселенные, обдумывать разные ситуации своего опыта, проводить время в философских размышлениях. Параллельно с этим важно контейнировать горечь, злость, грусть подростка по поводу того, что ему и вправду не построить свою жизнь с такой степенью интенсивности дел и занятий, как ему хотелось бы. Часто наблюдала: когда подросток приходит к принятию своих особенностей – терзания по поводу добавления динамики в свою жизнь успокаиваются и приобретают более подходящие масштабы.

    Есть подростки, у которых такие состояния происходят в какие-то периоды их жизни. Всегда важно выяснить, с чем связано астеническое состояние и каких смежных специалистов важно подключить для оказания подростку помощи.

    Примерный алгоритм действий подросткового психолога в этих случаях может быть таким:
    · Подробнейшим образом расспросить подростка о режиме дня (по сколько часов спит, время укладывания в кровать и засыпания. Имеем в виду: они могут существенно отличаться!!!
    - Каково время подъема: вместе с подростком высчитываем количество часов сна. - Спрашиваем о сбое режима в выходные.
    - По сколько часов и до скольки сидит в гаджетах.
    - Каково питание подростка – нередко астеническое состояние может быть связано с недостаточным питанием.
    - Есть ли регулярное ежедневное время для прогулки на свежем воздухе.
    - Сколько в сутках времени для своих дел и отдыха от учебы.
    - Изменилось ли что-то в расписании и занятости подростка.
    - Как обстоят дела с вредными привычками и какова интенсивность употребления вейпов или других ПАВ.
    - Какие серьезные стрессы были в жизни подростка за последние 2 недели (у подростков может быть отсроченная реакция на серьезные стрессы, когда нервная система может отреагировать «отходняком» после стрессовых событий, даже и радостных!!)
    - Болел ли подросток недавно.
    - И другие подобного плана вопросы
    · Дальнейшие действия зависят от того, какая версия по поводу астенического состояния становится приоритетной у психолога. В обязательном порядке сверяемся с родителями: замечают ли они изменения в состоянии своего ребенка. С чем, с их точки зрения, это может быть связано.
    · Если первичной является версия про последствие какого-то стресса – помогаем подростку переварить случившееся событие. Иногда может понадобиться несколько встреч. Сопровождаем подростка в изучении точек в структуре своей личности, где он терял энергии больше всего в данной ситуации. Что затрудняло его проживание этого события. Через найденные точки выходим к вопросу, что именно его уязвляет и как укрепить себя в этих зыбких зонах.
    · Если скорее вырисовывается фактор режимных нарушений – набираемся терпения, это работа вдолгую)) Самое главное – постоянное внимание психолога в работе с подростком на тему заботы о себе. Эти моменты выращиваются постепенно в личности подростка по мере развития его понимания себя, уважения к себе и в конечном счете формировании способности заботиться о себе, хотя ох как непросто это дается подросткам в силу возрастных особенностей))) Важно на пальцах объяснить подростку, как именно взаимосвязаны режим и его состояние, вместе проговорить плюсы ресурсного состояния, которое он может создавать своими собственными руками. Обсуждение планов на ближайшие месяцы – всегда хорошая стратегия в работе с подростками. Это зачастую может стать тем маяком, который поддерживает пограничные качели подростка в сторону выбора себя, жизни, созидания.
    Важно подходящим именно для каждого конкретного подростка хвалить его за оказание себе чуточки заботы. Можно сказать что-то типа «Я горжусь тобой. Можно только представить, как тебе было непросто отказаться от такой важной для тебя переписки с подругой до привычных 2 часов ночи. Она даже могла сердиться на тебя, высказать претензии. Она имеет на это право. А ты имеешь право выбрать себя и заботу о себе. Это же так круто!»
    В этом направлении работы можно предупредить подростка, что у него возможны срывы режима, но что с каждым положительным днем нового опыта ему будет все легче возвращаться к нужному режиму.
    Также лично я всегда активно прошу подключиться родителей в случаях, когда становится очевидным: подростку нужна помощь в самоорганизации. Пока он не справляется. Я заранее обсуждаю с подростком, что будут подключены родители, так как важнее всего – здоровье подростка. Открываю подростку дверь для выражения гнева и недовольства по этому поводу на себя и родителей. После серии ворчаний подростки, как правило, все-таки дают понять, что именно этого они и ждут от значимых взрослых, адекватной помощи и заботы о нем. Пусть даже это и связано с установлением family link на телефон, введением новых правил и тд. Нам с вами, коллеги, важно помнить: несмотря на самые острые способы проявления подростком несогласия с политикой партии Взрослых – внутри себя подросток очень нуждается в выставлении взрослыми адекватных границ и правил, которые дают бунтующему ребенку чувство безопасности.
    · Если астеническое состояние – это история про неправильное питание, то это целая отдельная история про налаживание отношений подростка с едой и об этом впереди отдельные посты. Кратко упомяну: диапазон сложностей по этому вопросу может быть от легких нарушений в виде «пришел домой, никого нет, поел чипсы вместо обеда» до таких серьезных диагнозов как РПП. Это уже совсем отдельная история с подключением целой команда специалистов и психологической работы со всей семьей.
    · Если в астеническом состоянии подростка явно видны биологические причины или у вас есть сомнения, какой именно природы это состояние – вперед к врачам. Педиатр, психиатр или психотерапевт, невролог, эндокринолог. Также важно сдать анализы на ферритин, витамин D, гемоглобин. Дальше это уже профиль врача соматического или психиатрического профиля. Лично я в своей практике работы с подростками практически в каждом первом случае предпочитаю сверяться с коллегами-врачами, если хоть что-то в состоянии подростка мне показалось подозрительным. В случае с подростками профессиональная паранойя вполне себе оправдана, с моей точки зрения.
    · Прямо во время работы подросткам в астеническом состоянии я всегда директивно предлагаю выбрать что-то жмякательное для рук: сквиш, антистресс, кинетический песок или еще что-то. Пусть перебирает прямо во время встречи выбранный тактильный материал, ведь во время этих простых действий мозг начинает заряжаться энергией. Что и видно невооруженным глазом: обычно на 15-20 минуте таких нехитрых действий глаза у подростка начинают блестеть, голос крепнет, сил потихоньку прибывают.


    Как часто у вас в кабинете оказываются подростки с такими жалобами? Какие у вас любимые и проверенные техники в работе с такими состояниями у ребят?

    #аннабудько#психологаннабудько#подростковыйпсихолог#детскийпсихолог#психологспб#работапсихолога#говоритпсихолог#мойпсихолог#подростки#сменанастроений#психология#дляпсихологов
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1991
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ВМЕСТЕ ИЛИ ВРОЗЬ

    Как понять, что для пары лучше - семейные сеансы у психолога или индивидуальная работа?

    Приветствую всех, с вами снова я – Олег @[id456424314|Олег Дурнов] и сегодня продолжим разобраться в теме семейной психологии.

    Казалось бы, вопрос простой, но на практике не всегда можно на него сразу ответить.

    Неоднократно выслушав пришедшего ко мне на индивидуальную консультацию, я говорю, что нужна именно совместная работа с партнером или даже со всей семьей.

    Если главным переживаниями человека являются трудности в отношениях с близким человеком и концентрация психической боли находиться именно в этом месте, то конечно лучшее решение в таком случае посетить именно семейного психолога с этим близким человеком.

    Но иногда сложно понять «про что» именно болит: про меня или про партнера или про взаимоотношения с ним.

    В таких случаях я пробую дать небольшой гайд по циклам жизни семьи и кризисам.

    1) Стадия монады – задача молодого человека отделиться от родительской семьи стать самостоятельным, в том числе материально. Если сепарации не произошла то отношения с родителями будут неизбежно подтягиваться в отношения с партнером.

    2) Стадия диады – каждый партнер приносит в отношения модель из своей родительской семьи. Задача пары на этом этапе выработать свои правила игры и договориться по основным вопросам быта, денег и распределения ответственности, планирования будущего. Если этого не случается, то конфликты про «кто выносит мусор?» и «кто главный?» могут длиться бесконечно.

    3) Стадия триады – рождение первого ребенка - наступает пора перераспределения ролей и обязанностей. Это серьезное испытание для семьи и тут может быть много вариантов, от «детоцентричности» до угасания супружеской жизни.

    4) Стадия рождения новых детей – снова нужно перестраиваться и выдерживать конкуренцию между сиблингами - братьями и сестрами.
    5) Ребенок идет в первый класс. Это предъявление семьей своего «продукта» обществу с его правилами и оценками. Перестройка режима дня и адаптация к требованиям школы. В детоцентричных семьях может наступить период, когда вся семья вечером решает уроки и школьные проблемы. И потом вымотанные, раздраженные родители ложатся спать, а завтра на работу.

    6) Подростковый возраст – выбесить взрослого как подросток может только другой подросток. Опять нужно перестраиваться, менять роли и правила в семье. Это очень сложный период и для родителей и для взрослеющих детей.

    7) Опустевшее гнездо – дети выросли и улетели жить свою жизнь. Если между супругами не сложились прочные эмоциональные связи и совместные ценности, то одиночество каждого и тоска по своим привычным родительским ролям приводит к кризису в отношениях.
    8) Старость – встретить вместе старость удаётся не многим парам и это период встречи со своими биологическими ограничениями и изменениями своего партнера.

    Есть еще и кризисы семьи по периодам.
    Кризис первого года.
    Кризис трех лет.
    Кризис семи лет.
    Кризис десяти лет.
    И дальше каждые пять лет.

    Отдельно остановлюсь на кризисе 10 лет. Именно через 10 лет появляется «реальная картинка» своего партнера. Уходит идеализация и игры в «папу и дочь» или «маму и сына». И партнеры не всегда к этому готовы. «Что я делаю рядом с этим человеком?» вот главный вопрос этого кризиса.

    Так вот если ваше желание пойти к психологу со свой болью появилось именно в эти нормативные семейные кризисы, то стоит предложить партнёру пойти в совместную работу с семейным психологом.
    Но это я упомянул лишь нормативные семейные кризисы.

    А ведь есть еще ненормативные!
    Про них поговорим в следующее воскресенье.

    Если интересно, дайте знать!
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1993
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ШКОЛЬНАЯ ПОРА

    Коллеги, вот и пришло время для следующей актуальной темы, которую вы выбрали - помощь подросткам в преодолении школьного волнения.

    Этот вид тревоги может возникать по разным причинам.
    - подросток сам по себе тревожный и за все переживающий человек. Он волнуется по поводу всего: завтрашней погоды, здоровья родителей, шума непонятного происхождения у соседей, похода с друзьями в кино… Для такого подростка жизнь - это и вправду тревожная боль. Тогда в психологической работе делаем упор на помощь подростку в обучении самостоятельно перерабатывать собственную тревогу, регулировать ее, замечать изменения в интенсивности ее проявлений. Здесь нужна комплексная работа с тревожностью как чертой характера и базовой личностной особенностью. Школьная тревога – лишь одна из сфер проявления общей «переживательности» такого подростка.

    - в опыте подростка есть конкретная неприятная ситуация неудачной социальной самопрезентации: например, стыжение воспитателем в детском саду, публичный «позор» у доски в начальной школе и другие подобные ситуации. Также это мог быть опыт травли, психологического «кусания» со стороны кого-либо из окружения подростка. Этот опыт мог застрять в психике ребенка и сохраниться в первозданном виде. Тогда в психологической работе важно помочь подростку переработать этот жизненный фрагмент, чтобы он не висел этакими кандалами в психике. Переработка нужна для того, чтобы подросток не циклился на этом неудачном сценарии , чтобы ребенок не ждал, что любая ситуация социальной самопрезентации закончится неудачей

    - подросток преимущественно испытывает волнение в ситуации взаимодействия с группой, то есть у него есть социальная тревожность. В некоторых случаях социальная тревожность может достигать уровня социофобии как уже невротического расстройства. В таких случаях после предварительной индивидуальной работы очень полезной может стать групповая работа или какие-то занятия по развитию ораторских способностей. В формате индивидуальной работы важна проработка того опыта (как правило, родом из детства, из отношений с родителями), где были заложены основы застенчивости при самопредъявления.

    - у подростка в рамках нормативного подросткового процесса наблюдается усиление внимания к той стороне жизни, которую можно назвать «что люди скажут». Зависимость от мнения окружающих, богатые фантазии, рожденные из проекций внутренних переживаний («а этот дядька напротив меня в метро так смотрел на меня, что точно думал о том, какой у меня безобразный прыщ на лбу» или «все смотрят на меня и думают, что я уродлива, уж я-то уверена в этом»). Одна из ярких особенностей подросткового возраста – опора на внешние материальные признаки своего бытия (одежда, макияж, аксессуары, фигура и тд), так как внутренние опоры еще пока «вывариваются» в идентичность и постепенно оформляется внутреннее Я. На эти конструкции еще сложно опираться: они лабильны, аффективно заряжены, импульсивны. Внешние опоры по умолчанию не могут быть надежными, они лишь как хрупкая скорлупа, за которую прячется подросток. Поэтому важная задача психолога при работе с подростком с этим видом причины волнения – помогать узнавать себя как можно больше, что способствует процессу укрепления собственной идентичности.

    Естественно, поводов для тревоги у подростков может быть гораздо больше, но я остановилась на самых распространенных. Если у вас чаще встречаются други - напишите, обсудим.

    А в следующем посте я расскажу о конкретных технических примерах из практики, которые помогают в работе с каждым видом школьного волнения. Хотите?

    #аннабудько#психологаннабудько#психологспб#подростковыестрахи#какборотьсясподростковойтревожностью#тревожность#какработаетпсихолог#подростковыйпсихологспб#полезнознать#дляпсихологов
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1994
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    Поздравляем Олега Васильевича с принятием в действительные члены РПА.
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1998
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно

Новое сообщение