Мы используем файлы cookie.
Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Психология

Подписчиков: 0, рейтинг: 0
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ВЕСЕННЯЯ ХАНДРА?

    Дорогие коллеги, спасибо за участие в опросе!

    Победителем в номинации самый актуальный запрос в вашем кабинете – астеническое состояние у подростков. На втором месте – школьное волнение. Замыкает тройку финалистов – проблемы в отношениях со сверстниками.

    Ну что ж, начнем с «победителя».

    Начало весны – самое подходящее время для регулярных стенаний в кабинете подросткового психолога из недр клиентского кресла в стиле «больше ничего не могу», «совсем нет сил», «устал», «спала-спала и не выспалась».

    Для нас с вами, уважаемые коллеги, всегда важно в работе с подростками перестраховываться. Мы часто обсуждали в постах и на супервизорских встречах серьезную специфику клинической картины тех или иных психических расстройств у несовершеннолетних. Как эти клинические картины могут быть непохожими на те же диагнозы во взрослой клинике. Когда ваше ухо снова и снова от встречи к встрече терзают регулярные жалобы по поводу чего-то неприятного для подростка в его психическом и физическом состоянии – это точно повод лишний раз дать обратную связь родителям.

    С середины зимы, особенно в начале весны многие дети открыто жалуются на упадок сил, какое-то чувство измотанности уже прямо с утра, быструю истощаемость, медленное наполнение энергией или парадоксальное отсутствие этой энергии даже после выходных, проведенных на диване в тишине и покое. Все эти признаки говорят о возможном истощенном или другими словами астеническом состоянии психики подростка. Я обычно включаю тревожную сирену после двух случаев подряд упоминания ребенком о таком состоянии. Или если во время работы я вижу, что подросток вялый, трет глаза, может заснуть во время онлайн работы – всегда уточняю, что с ним, как долго длится это состояние.

    Подростковым психологам важно на первых порах определиться, из какой именно области может расти астения подростка, ведь причины могут быть разными.

    Бывают подростки, которые по самой своей природе (по старой классификации психотипов) астеники или астено-невротические дети. Их, в первую очередь, биологические особенности таковы, что они в принципе склонны быстро утомляться, медленно накапливают энергию. В работе с ними психологу чрезвычайно важно делать акцент на принятии таким подростком своих особенностей, собственных ограничений и строить жизнь с учетом этого. Подростку важно осознать, что он может в отличие от многих своих сверстников после уроков идти домой и в обязательном порядке побыть в тишине и покое (даже без любимого телефона, о ужас!!!) минут 30. Что ему не надо набирать себе внеурочки в школе. Что ему жизненно необходимо хотя бы минут 40 в день проводить на свежем воздухе (это кстати жизненно необходимо всем подросткам в принципе). Что полезно будет познакомиться с таким зверем как ЛФК. Что правильное время отбоя – святая святых его жизни. Что ему нужно распределять свою нагрузку на выходных с учетом даже самых приятных событий таких как, например, ночевка у подружки. Ночевка должна быть только в субботу, так как подростку придется все воскресенье восстанавливаться после нарушенного режима и активного приятного общения. Что ему нечего стыдиться, когда он в школе на переменах уходит от активного общения с одноклассниками и ищет тихий уголок, чтобы отдохнуть от сенсорной перегрузки нервной системе. И многое другое.

    Часто такие подростки гнобят себя за то, что они «слабаки». Терпеливо и бережно, спокойно упрямо подростковый психолог должен донести до подростка, что миру нужно разнообразие людей. «Да, ты можешь чувствовать себя маргиналом на обочине современной жизни, потому что ритм жизни городского подростка из мегаполиса отличается сверхскоростями. Вместе с тем как важно уметь приостановиться, отдышаться. Эти периоды остановки могут быть наполнены важными смыслами». Дальше выходим с подростком к поиску внутреннего ресурса в периоды его отлеживания на диване. В большинстве случаев выясняется, что такие подростки обладают художественной, в широком смысле этого слова, чуткостью и одаренностью. Они могут придумывать целый вселенные, обдумывать разные ситуации своего опыта, проводить время в философских размышлениях. Параллельно с этим важно контейнировать горечь, злость, грусть подростка по поводу того, что ему и вправду не построить свою жизнь с такой степенью интенсивности дел и занятий, как ему хотелось бы. Часто наблюдала: когда подросток приходит к принятию своих особенностей – терзания по поводу добавления динамики в свою жизнь успокаиваются и приобретают более подходящие масштабы.

    Есть подростки, у которых такие состояния происходят в какие-то периоды их жизни. Всегда важно выяснить, с чем связано астеническое состояние и каких смежных специалистов важно подключить для оказания подростку помощи.

    Примерный алгоритм действий подросткового психолога в этих случаях может быть таким:
    · Подробнейшим образом расспросить подростка о режиме дня (по сколько часов спит, время укладывания в кровать и засыпания. Имеем в виду: они могут существенно отличаться!!!
    - Каково время подъема: вместе с подростком высчитываем количество часов сна. - Спрашиваем о сбое режима в выходные.
    - По сколько часов и до скольки сидит в гаджетах.
    - Каково питание подростка – нередко астеническое состояние может быть связано с недостаточным питанием.
    - Есть ли регулярное ежедневное время для прогулки на свежем воздухе.
    - Сколько в сутках времени для своих дел и отдыха от учебы.
    - Изменилось ли что-то в расписании и занятости подростка.
    - Как обстоят дела с вредными привычками и какова интенсивность употребления вейпов или других ПАВ.
    - Какие серьезные стрессы были в жизни подростка за последние 2 недели (у подростков может быть отсроченная реакция на серьезные стрессы, когда нервная система может отреагировать «отходняком» после стрессовых событий, даже и радостных!!)
    - Болел ли подросток недавно.
    - И другие подобного плана вопросы
    · Дальнейшие действия зависят от того, какая версия по поводу астенического состояния становится приоритетной у психолога. В обязательном порядке сверяемся с родителями: замечают ли они изменения в состоянии своего ребенка. С чем, с их точки зрения, это может быть связано.
    · Если первичной является версия про последствие какого-то стресса – помогаем подростку переварить случившееся событие. Иногда может понадобиться несколько встреч. Сопровождаем подростка в изучении точек в структуре своей личности, где он терял энергии больше всего в данной ситуации. Что затрудняло его проживание этого события. Через найденные точки выходим к вопросу, что именно его уязвляет и как укрепить себя в этих зыбких зонах.
    · Если скорее вырисовывается фактор режимных нарушений – набираемся терпения, это работа вдолгую)) Самое главное – постоянное внимание психолога в работе с подростком на тему заботы о себе. Эти моменты выращиваются постепенно в личности подростка по мере развития его понимания себя, уважения к себе и в конечном счете формировании способности заботиться о себе, хотя ох как непросто это дается подросткам в силу возрастных особенностей))) Важно на пальцах объяснить подростку, как именно взаимосвязаны режим и его состояние, вместе проговорить плюсы ресурсного состояния, которое он может создавать своими собственными руками. Обсуждение планов на ближайшие месяцы – всегда хорошая стратегия в работе с подростками. Это зачастую может стать тем маяком, который поддерживает пограничные качели подростка в сторону выбора себя, жизни, созидания.
    Важно подходящим именно для каждого конкретного подростка хвалить его за оказание себе чуточки заботы. Можно сказать что-то типа «Я горжусь тобой. Можно только представить, как тебе было непросто отказаться от такой важной для тебя переписки с подругой до привычных 2 часов ночи. Она даже могла сердиться на тебя, высказать претензии. Она имеет на это право. А ты имеешь право выбрать себя и заботу о себе. Это же так круто!»
    В этом направлении работы можно предупредить подростка, что у него возможны срывы режима, но что с каждым положительным днем нового опыта ему будет все легче возвращаться к нужному режиму.
    Также лично я всегда активно прошу подключиться родителей в случаях, когда становится очевидным: подростку нужна помощь в самоорганизации. Пока он не справляется. Я заранее обсуждаю с подростком, что будут подключены родители, так как важнее всего – здоровье подростка. Открываю подростку дверь для выражения гнева и недовольства по этому поводу на себя и родителей. После серии ворчаний подростки, как правило, все-таки дают понять, что именно этого они и ждут от значимых взрослых, адекватной помощи и заботы о нем. Пусть даже это и связано с установлением family link на телефон, введением новых правил и тд. Нам с вами, коллеги, важно помнить: несмотря на самые острые способы проявления подростком несогласия с политикой партии Взрослых – внутри себя подросток очень нуждается в выставлении взрослыми адекватных границ и правил, которые дают бунтующему ребенку чувство безопасности.
    · Если астеническое состояние – это история про неправильное питание, то это целая отдельная история про налаживание отношений подростка с едой и об этом впереди отдельные посты. Кратко упомяну: диапазон сложностей по этому вопросу может быть от легких нарушений в виде «пришел домой, никого нет, поел чипсы вместо обеда» до таких серьезных диагнозов как РПП. Это уже совсем отдельная история с подключением целой команда специалистов и психологической работы со всей семьей.
    · Если в астеническом состоянии подростка явно видны биологические причины или у вас есть сомнения, какой именно природы это состояние – вперед к врачам. Педиатр, психиатр или психотерапевт, невролог, эндокринолог. Также важно сдать анализы на ферритин, витамин D, гемоглобин. Дальше это уже профиль врача соматического или психиатрического профиля. Лично я в своей практике работы с подростками практически в каждом первом случае предпочитаю сверяться с коллегами-врачами, если хоть что-то в состоянии подростка мне показалось подозрительным. В случае с подростками профессиональная паранойя вполне себе оправдана, с моей точки зрения.
    · Прямо во время работы подросткам в астеническом состоянии я всегда директивно предлагаю выбрать что-то жмякательное для рук: сквиш, антистресс, кинетический песок или еще что-то. Пусть перебирает прямо во время встречи выбранный тактильный материал, ведь во время этих простых действий мозг начинает заряжаться энергией. Что и видно невооруженным глазом: обычно на 15-20 минуте таких нехитрых действий глаза у подростка начинают блестеть, голос крепнет, сил потихоньку прибывают.


    Как часто у вас в кабинете оказываются подростки с такими жалобами? Какие у вас любимые и проверенные техники в работе с такими состояниями у ребят?

    #аннабудько#психологаннабудько#подростковыйпсихолог#детскийпсихолог#психологспб#работапсихолога#говоритпсихолог#мойпсихолог#подростки#сменанастроений#психология#дляпсихологов
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1991
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ПО СЕЗОНУ

    Не секрет, что наши жизненные биоритмы напрямую связаны с природой, погодой, временем года. Выходит солнце - становится чуточку радостнее, набегают свинцовые тучи - настроение стремится к нулю. Я как подростковый психолог четко замечаю взаимосвязь сезонов и запросов в работе.

    В начале осени подростки еще полны летними впечатлениями, солнцем, витамином Д и тд. Несовершеннолетние клиенты бойкие, энергичные, их больше всего волнуют взаимоотношения со сверстниками.

    С середины осени начинается шквал заявок, звонков, сообщений, так как именно с этого периода многие дети и подростки начинают надламываться под грузом школьной и внеурочной нагрузки. Гораздо чаще в кабинете помимо привычной динамической работы приходится почаще предлагать, а в некоторых случаях директивно вкладывать в руки несовершеннолетним клиентам разные жмякалки-антистрессы и кинетический песок для активизации ретикулярной формации. Из вялой селедочки ребенок прямо на глазах превращается в «человека разумного» со взором горящим, и работа закипает! Подростки чаще гнездуются, кто каким образом: кто-то ложится на ковер, кто-то укутывается в пледик, дети помладше строят домики из разных материалов и работают из домика. Психика просит уединения, тишины, покоя от суетливого внешнего мира.

    Зимой и в начале весны намного чаще, чем в другие сезоны, приходится рекомендовать родителям подростков сопроводить детей на сдачу анализов на необходимые для поддержания адекватного физического и психического состояния подростка вещества типа ферритина и витамина Д. Ведь именно с середины зимы и особенно к началу весны практически каждый первый подросток стонет в кабинете про отсутствие сил, быструю утомляемость. Фоново приходится на разные лады петь ненавязчиво, чтобы не набить оскомину, песни про принципиальную важность режима и на пальцах объяснять, почему он так важен.
    Регулярные танцы с бубнами на эту тему часто дают все-таки положительные результаты, так как все равно в психологической работе постепенно происходит укрепление здоровой части личности подростка, благодаря чему подросток все-таки учится заботиться о себе, поддерживать себя разными адекватными способами. К весне среди учеников 9 и 11 классов усиливаются темы в кабинете, связанные с тревогой по поводу предстоящих экзаменов. Важно обучить их разным способам снятия напряжения, которые работают на долгую и краткую дистанцию. Плюс параллельно двигаться в этом вопросе по трем направлениям:
    ✔Проводить общую проработку снижения иррационального страха экзаменов (что может быть самым страшным, если не сдашь? Точно ли это страшнющий страх на самом деле? Какие альтернативные сценарии можно придумать в случае не удовлетворяющего тебя или родителей результата за экзамены?)
    ✔Обучать подростка базовым техникам релаксации и расслабления, договариваться о регулярной тренировке дома;
    ✔Обучать подростка быстрым способам снятия напряжения в стрессовых учебных ситуациях в школе (такие техники работают намного эффективнее при условии регулярной тренировки дома).

    Коллеги, а вы замечаете смену времен года в своем кабинете через своих клиентов?

    #аннабудько#психологаннабудько#подростковыйпсихологспб#детскийпсихологспб#семейныйпсихологспб#работапсихолога#какработаетпсихолог#психологияподростка#психологспб
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1989
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Медицинский центр «ЭВО» на проспекте Сизова
    ❄Дорогие наши пациенты!
    🔥Медицинский центр ЭВО открывает набор в новую группу психологической поддержки!
    ❓Что это такое?
    Это пространство разных людей, которые могут прийти раз в неделю и рассказать о том, что их беспокоит. А может, помолчать и послушать, что захотят рассказать другие. Вы можете говорить обо всем, что значимо именно для вас. О ваших переживаниях и невозможностях справиться, об обидах и страхах, несогласии и недоверии. В группе ваши мысли и чувства становятся значимыми для других и являются помощником в значимых изменениях. В группе мы общаемся и меняемся, лучше узнаем себя, исследуем наши отношения и понимаем лучше свои желания. Здесь можно не бояться испортить отношения, вас поддержат и поймут.

    👩‍⚕Группу ведет Дианова Элина Валерьевна - ведущий специалист Медицинского центра ЭВО, психолог психоаналитического направления в формате индивидуального, парного и семейного консультирования.

    📒В группу записаться можно после предварительной консультации с ведущей группы. На консультации вы можете рассказать о себе и задать свои вопросы. Консультации проводятся в день и часы приёма специалиста.
    ⏳Время консультации - 30 минут
    💷Стоимость 1500р

    📋Открытие набора в группу - февраль 2024г.
    ⏰Группа будет проходить по четвергам, с 20-00 до 21-00.
    💴Стоимость 2000 р.

    🔞Количество мест ограничено! После набора от 6 до 8 участников, новые заявки приниматься не будут! Принимаются участники от 18 лет!

    🧘‍♂Если есть желание принять себя и понять окружающих вас людей, то психодинамическая группа - это именно то, что вам поможет в этом. Вы научитесь открыто выражать свои чувства, вести диалог, начнете принимать себя и других. А главное, у вас появятся новые модели поведения и взаимодействия, вместо моделей, разрушающих отношения.

    👤Познакомиться с психологом Медицинского центра ЭВО можно по ссылке :
    https://vk.com/evocentr?w=wall-20864845_3031

    👩‍⚕Записаться на приём по тел:
    8 (812) 701 03 30
    Ждём Вас:
    пр.Сизова, 21
    #эвоцентр #психологспб #психология #психодинамическаягруппа #психологическаяподдержкаэво #психолог #групповаяпсихологическаяподдержка
    #поддержкапсихолога #отношения
    Источник: https://vk.com/wall-20864845_3262
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ЗАПРОСА НЕТ

    Добрый вечер, коллеги!
    Как и обещала, начинаю разбирать тему, которую вы, друзья, выбрали сами. И сегодня мы поговорим про подростков без запроса.

    Такой подросток оказывается в кабинете психолога одним из способов:

    1⃣ Родители переживают за изменения в состоянии или поведении ребенка, которые вызывают у них сложные чувства: тревогу, злость, растерянность и др. Родители хотят разобраться, ЧТО происходит. Хотят что-то поменять в состоянии или поведении своего чада, чтобы ему лучше жилось на белом свете.

    2⃣ Сам подросток чувствует какое-то внутреннее или внешнее психологическое неблагополучие и дискомфорт;

    3⃣ Более далекое окружение подростка, где он вращается (школа, секция, лагерь, другие родственники), замечают неблагополучие через его поведение. Сторонние наблюдатели начинают бить тревогу и призывают родителей «что-то с этим сделать».

    Бывает, что подросток не может сформулировать психологу запрос на работу по разным причинам:

    1⃣ Ребенку трудно осознать, что именно причиняет ему душевный дискомфорт;

    2⃣ Подросток и не собирался идти к психологу, его привели. Сам он не считает необходимым такую работу;

    3⃣ Подросток в принципе не против встреч с психологом, но не очень понимает, по поводу ЧЕГО имеет смысл общаться с психологом.

    Что можно делать подростковому специалисту в каждом из случаев:

    1⃣ Если подросток признается, что его что-то терзает, но непонятно, ЧТО именно, можно настроить подростка на совместное исследование его личности, жизни. Это поможет распознать точку его психологического дискомфорта. То есть какое-то время вы будете работать без четкого запроса. Нередко бывает так, что подросток в данном случае формулирует свой запрос следующим образом - «хочу к вам приходить, чтобы просто обсуждать себя и свою жизнь. Больше нигде я таким образом не могу узнавать себя». Психологические рабочие отношения уникальны тем, что их отличают несколько моментов, которые есть только в этом виде отношений:
    • Безоценочность визави: психолог находится в позиции эмпатичного исследователя того, как устроена личность клиента и как он взаимодействует с окружающим миром. Психолог непредвзято относится к клиенту: ничего не ждет специального от подростка, не навязывает свою точку зрения. Подросток может говорить абсолютно что угодно в кабинете, психолог на все смотрит как на материал для работы. Естественно, есть этические рамки взаимодействия клиента и психолога, но не об этом сейчас речь. Подросток может говорить про свои самые сокровенные мысли, идеи, чувства.
    • Специалист обладает большим запасом специальных знаний о закономерностях психических и психологических процессов в человеке и между людьми, что может дать подростку новые модели и способы разрешения трудностей.

    2⃣ В ситуации второго типа можно предложить прийти на 2-3 встречи, чтобы дать возможность распробовать психологическую работу на вкус. Если и после пробного периода подросток повторяет, что ему не актуальна работа со специалистом, отпускаем птичку с напутствием в стиле – «теперь ты знаешь, что в случае необходимости есть и такой инструмент как работа с психологом». Переключаемся на консультирование родителей подростка. В таких случаях всегда несколько встреч посвящается работе с тем, КАК именно родителям вести себя в сложившейся ситуации со своим чадом.

    В ситуациях второго типа также может оказаться эффективным предложение родителям и подростку совместной семейной работы по налаживанию внутрисемейных отношений. Подростки в таких случаях нередко охотно соглашаются на данный формат, чтобы наконец в присутствии специально подготовленного профессионала высказать родителям наболевшее;

    3⃣ В ситуациях третьего типа получается, что подростку в принципе интересно исследовать себя, но у него нет субъективного чувства психологического дискомфорта. В таких случаях может начинаться работа скорее профилактического характера, во время которой несовершеннолетние клиенты открыты к экспериментам с самыми разными техниками: метафорическими картами, арт-терапией, песком и мн. др.

    Далее возможно углубление работы и вызревание конкретного запроса у клиента, либо подросток благодарно раскланивается с психологом, уходит жить дальше свою интересную подростковую жизнь. Нередко такие подростки объявляются на горизонте психолога через несколько лет с новыми вопросами. Как отрадно бывает видеть накопленный на предыдущих этапах работы психологический опыт саморефлексии у клиента, его «прокачанность» по вопросам личностных изменений. Работа тогда идет не в пример быстрее.

    Вот вроде бы и все, если коротко.
    Но если у вас есть вопросы, пишите в комментариях, я обязательно отвечу!

    #психологияличности #аннабудько #психологаннабудько #работапсихолога...
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1934
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Городской онкологический центр
    🧠 22 ноября профессиональный праздник отмечают психологи.

    ✅ О мифах вокруг рака и работе службы психологической поддержки Онкологического центра имени Н.П. Напалкова рассказала ее руководитель – клинический психолог Елизавета Цыганкова.

    ❓Может ли стресс стать причиной развития рака?
    - Увы, это ненаучный подход. Скорее конспирологический. Уровень стресса, общее морально-психологическое состояние может повлиять на сам процесс лечения, но не на возникновение заболевания. Психологическое состояние влияет в первую очередь на мотивацию пациента.
    Людям, находящимся в подавленном состоянии, сложно найти точки опоры без посторонней помощи, задать стимул для борьбы. Этим ловко пользуются «инфоцыгане», которые часто окружают сообщества онкопациентов.

    ❓Почему пациенты так легко доверяют «инфоцыганам»?
    - Они продают «легкие идеи». С древних временем люди верят в мистические предзнаменования, символы и приметы, в кару небесную и прочее. «Инфоцыгане» продают людям легкое объяснение, то, что человек хочет услышать. Они подтверждают мнение пациентов в том, что болезнь – это кара за грехи, что это злой рок и что излечение возможно только после очищения. Если прибавить к этому канцерофобию, то получается замкнутый круг: рак за грехи, я грешу и потому заболел раком.

    Псевдопсихологи уверяют, что справится с болезнью легко – можно убедить опухоль уйти или запустить ее в космос, например. И тогда наступит долгожданное выздоровление. Но, к сожалению, со временем наступает только осознание упущенного времени. Пациент еще больше проваливается в депрессию, усиливается чувство вины за недостаточные усилия по искуплению грехов в том числе, на котором опять ловко играют «инфоцыгане». Они с легкостью делают заключение, что человек «старался» недостаточно усердно. Круг опять замыкается, а драгоценное время, которое могло быть потрачено на доказательные методы лечения, безвозвратно уходит.

    ❓Рак – это стигма. У подавляющего большинства людей диагноз ассоциируется со смертью. Как можно поддержать близкого с такими установками?
    - Мы все рано или поздно умрем. Человек рождается и по мере взросления «сживается» с этой мыслью. Безусловно, у каждого есть свои представление о том, когда это должно произойти. Когда жизнь вносит свои коррективы начинается работа психологов. Мы помогаем пройти всем известные стадии и раскрыть потенциал времени, его ценность. Одна пациентка провела ассоциацию с перроном. Она сказала, что родственникам даже тяжелее – я уезжаю в другое место, а они остаются на перроне.

    ❓С чего лучше начать поиск мотивации?
    - В первую очередь необходимо научиться слушать себя. К сожалению, не в традициях нашего общества прислушиваться к внутреннему «я», к его запросам, к критическому анализу происходящих процессов внутри самой личности. Поэтому в своей работе я использую упражнения, которые учат пациентов рефлексии – оценке своих эмоций в первую очередь, поведения и принимаемых решений во вторую. Давая обратную связь, пациенты говорят, что заново учатся жить. Листья на деревьях становятся зелеными. Понимаете?

    ❓Как это достигается?
    - Для пациентов очень важна социальная поддержка и в том числе общества. Я не люблю термин «толерантность», на мой взгляд он сужает рамки возможного. В работе я использую понятие транскультуральности – это работа через индивидуальные особенности пациента. Когда мы через его ценности и социальные ориентиры находим точки опоры. Они могут быть как в семье, так и в самом себе или в любимом занятии, например. Главное – осознать наличие проблемы, не стесняться признаться в ней и себе и близким, чтобы они помогли найти того профессионала, который подберёт тот единственный ключик к душе, который вернёт пациента к жизни.

    #онкоцентрнапалкова #раклечится #психология #помощьрядом
    Источник: https://vk.com/wall-151265384_2173
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ПОДРОСТКОВЫЕ ПСИХОТИПЫ

    Коллеги, с сегодняшнего дня мы начинаем цикл бесед про подростковые психотипы.

    Деление на определенные виды и типы характеров – достаточно условная история. Естественно, ни одна личность не уместится в прокрустово ложе какой-либо классификации. Вместе с тем такие условные деления очень удобны для специалистов в практических целях. Ведь тогда становится ясным, ЧТО ИМЕННО может служить причинами психологических трудностей у данного человека, КАКИМИ СПОСОБАМИ психолог может ему эффективно помочь.

    Подростковой сфере повезло намного меньше, чем классификациям взрослых характеров: большие объемные труды с фокусом на характерологию подростков редки в нашем деле. Тем не менее что-то перепало)) Например, древненькая, но все еще не потерявшая определенную актуальность классификация Личко А. Е. акцентуаций подростковых характеров и психопатий. Всего Андрей Евгеньевич в далеком 1977 году в одном из своих научных трудов выделил 11 типов заострения нормы в характерах подростков, так называемы акцентуаций характера.

    Коллеги, при обсуждении этой темы необходимо помнить: мы будем говорить лишь об определенных тенденциях в характерах подростков для того, чтобы в дальнейших обсуждениях было бы методологически удобнее сосредоточить внимание на основных практических способах оказания психологической помощи подросткам с теми или иными личностными особенностями.

    Итак, А. Е. Личко выделили 11 подростковых психотипов:
    • Астено-невротический
    • Психастенический
    • Сенситивный
    • Циклоидный
    • Эпилептоидный
    • Гипертимный
    • Шизоидный
    • Лабильный
    • Конформный
    • Неустойчивый
    • Истерический.

    По поводу этой классификации можно долго дискутировать. Кто-то из коллег говорит о том, что вполне можно объединять, например, астеников и сенситивов в одну группу, так как все-таки их особенности во многом похожи. Про психастеников же можно рассуждать исходя из понимания обсессивных и компульсивных личностей с точки зрения современного динамического подхода, например. Есть большой соблазн попробовать увидеть соответствия между другими психотипами из динамического подхода и тем, что именно описывал сам А. Е. Личко. И такая полифония мнений – классная! Значит вопрос остается живым и нужным специалистам, несмотря на то, что с начала издания книги прошло почти 60 лет!

    Коллеги, очень интересны ваши мнения с учетом профессионального опыта.
    1) Про какие психотипы вам было бы интересно подробнее узнать?
    2) Кто чаще всего оказывается у вас в кабинете?

    #психолог#психологспб#дляпсихологов#аннабудько#работапсихолога#подростковыйпсихолог#психологиядляпсихологов#психологическаяклассификация
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1870
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    ВСТРЕЧА С ПОДРОСТКОМ

    Добрый вечер, коллеги!

    Мы с вами подробно обсудили работу психолога с родителями, вопросы, точки контакта, важные моменты, которые никак нельзя пропустить. А теперь, как и обещала, поговорим о подростках.

    Встречу с самим подростком можно построить по следующим пунктам:
    - свериться, знает ли он , где и у кого оказался. Увы, часто бывает так, что даже если психолог просит родителей обязательно подготовить ребенка ко встрече с психологом, это не всегда случается. И подросток может с удивлением услышать только от психолога, к кому его привели;

    - поинтересоваться, был ли у него опыт общения с психологами, знает ли он кто это такие и чем занимаются. Если опыт есть – каков он (приятный/неприятный)? Если не было такого опыта – кратко рассказываем суть нашей профессии и то, как проходит работа подросткового психолога со своим несовершеннолетним клиентом;

    - обязательно рассказать, что на предыдущей встрече были родители, поделились своими переживаниями, но сегодня психолог слушает подростка с чистого листа, так как важнее всего – услышать мнение самого подростка и договориться, в решении каких именно для него важных вопросов может помочь психолог.

    Клиентом в совместной работе станет подросток, родители – заказчики услуги и законные представители своего несовершеннолетнего ребенка. Психолог подробно рассказывает о границах конфиденциальности, каким образом и по каким вопросам он будет общаться с родителями. Если у подростка есть затруднения в самораскрытии – помогаем ему вступить в диалог разными техниками. Это могут быть наводящие вопросы про его жизнь, отношения со значимыми людьми, эмоциональное состояние. Можно использовать разнообразные проективные методики, тесты открытого типа и в процессе их обсуждения постепенно расширять расспрос подростка("Метод незаконченных предложений или тест Розенцвейга").

    На что важно обращать внимание при взаимодействии:
    - каковы яркие темпераментные характеристики ребенка;
    - каковы яркие особенности характера;
    - каковы яркие личностные особенности;
    - каковы особенности его взаимоотношений.

    К этим сферам относится огромное число вопросов и типичные реакции подростка на различные ситуации:
    - неудачи;
    - что радует;
    - как он реагирует на фрустрацию и что его может фрустрировать;
    - каково место его наименьшего сопротивления в характере;
    - что является его личностным ресурсом;
    - к каким видам деятельности его тянет;
    - людей какого типа он предпочитает видеть вокруг себя;
    - кого отвергает и кто отвергает его;
    - и многие другие вопросы.

    Составляем первое мнение о том, каковы его когнитивные способности; с кем из близких он может получить поддержку, а с кем конфликтные отношения; о чем подросток мечтает; какие есть страхи; при тревожных звоночках обязательно аккуратно сверяемся по поводу его отношения к жизни и смерти – важно прощупать почву суицидальной опасности; какие люди его восхищают и кого он презирает; какие события в его жизни запомнились больше всего; каков первые воспоминания и мн.др.

    Мы формируем гипотезы о том, какие личностные особенности могут быть препятствием для гармоничного развития, что мешает ему реализовываться на полную катушку, в каких типовых ситуациях и в связи с чем он застревает. Как внешняя среда может влиять на актуальные трудности.

    Сверяемся с подростком, ЧТО именно ему хотелось бы изменить в себе и своей жизни. Обсуждаем несколько идей про то, откуда могут расти ноги его проблем и как можно будет решать эти вопросы. Закладываем подростку установку, что важна его включенность в работу.

    Психолог рассказывает в общих чертах, КАК именно он будет работать с психологом, рассказывает нюансы информированного согласия (об этом этапе работы мы подробнее будем говорить в следующих постах). Договариваются о встречах. На совместной встрече или последующем обсуждении отдельно с родителями психолог излагает суть запроса подростка. Если запросы родителей и подростка выглядят кардинально различающимися – не начинаем работу, пока не найдем компромисс. Об этом я подробно уже рассказывала.

    Если явно выраженного запроса нет – ничего страшного. Психолог проговаривает родителям, что берет время на уточнение запроса. Пока что первые несколько встреч будут посвящены более глубокому исследованию трудностей подростка.

    Психолог обсуждает с родителями их вопросы по информированному согласию, формат обратной связи от психолога по работе с их ребенком и ритму взаимодействия с психологом. Особенно важно проговорить эти пункты с пограничными родителями, склонными размывать крепкие границы специалиста разными способами: ой нам так неудобно, ой а мы опоздаем, ой а можно перенести и прочие варианты.

    Рассказать про типы родителей и особенности взаимодействия с такими родителями?
    Или сконцентрируемся на методах и и технологиях работы с подростками?

    #аннабудько#психологаннабудько#психологспб#дляпсихологов#работапсихолога#детскийпсихолог#подростковыйпсихолог#какработаетпсихолог#психологиядляпсихологов
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1847
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Психологический центр «Семейная Симфония»
    Добрый вечер, друзья!

    Мы уже успели с вами кратко поговорить о некоторых нюансах первого этапа взаимодействия с родителями. Сегодня же подробнее продолжим эту тему и начнем разговор о стадиях работы с подростком.

    Я в своей практике предпочитаю первую встречу проводить с родителями, а потом с подростком, далее при необходимости – со всей семьей. И только после этих встреч совместно с семьей мы выдвигаем несколько гипотез относительно того, КАК существует и КАКИМ ОБРАЗОМ живет трудность подростка. Из каких факторов она состоит: личностных особенностей подростка, нюансов внутрисемейных отношений, генетических/физических/психических/межличностных аспектов или еще чего-то другого.

    Соответственно первичные встречи нацелены на то, чтобы максимально подробно составить представление о каждой из сфер жизни подростка. Поэтому я подробно спрашиваю родителей о следующих пунктах:

    - каким образом пара приняла решение стать родителями (случайная беременность, нежелательная, желанная и планируемая, почему партнеры/супруги решили стать парой);

    - какие у родителей представления о том, кто такой ребенок, как его необходимо воспитывать, что важнее всего в их родительстве и отношениях с ребенком;

    - каковы основные особенности родительских систем каждого из родителя (каковы были нюансы воспитания в их родительских семьях, самые яркие и важные аспекты их семейных историй, наличие патологий личностного развития у родителей или близких родственников);

    - каковы взгляды родителей на то, кто такой ребенок и как надо воспитывать детей; кем они хотят видеть своего ребенка;

    - особенности протекания беременности по триместрам, роды;

    - особенности развития подростка в младенчестве и раннем детстве (физическое развитие и сроки каждого этапа, грудное вскармливание или искусственное, была ли рвота при кормлении, был ли период ползания, как засыпал, во сколько начал ходить и мн. др.);

    - особенности развития в дошкольном периоде (как пошел в ясли/детский сад, как часто менялись детские сады, как складывались отношения со сверстниками и воспитателями, какие серьезные заболевания переносил и тд), были ли задержки речевого развития, были ли какие-то особенности по здоровью, каким по своим реакциям был ребенок в детстве (реакция на новизну, неудачу, границы со стороны родителей, реакция на взаимодействие со сверстниками);

    - как ребенок проживал кризис 1 года, 3 лет, 7 лет;

    - особенности внутрисемейных отношений после появления ребенка, как происходила сепарция в свою кроватку/комнату, нюансы приучения к горшку, каково взаимодействие с сиблингами при условии их наличия, во сколько мама вышла на работу, с кем оставался ребенок; портрет того взрослого, кто заменял родительские фигуры и мн. др.;

    - важные события в жизни ребенка в разные периоды, о которых психологу важно знать, с точки зрения родителей;

    - был ли опыт госпитализирования, лагеря, какие кружки посещал, какая сейчас учебная нагрузка, особенности характера на данном этапе развития и внутрисемейных отношений;

    - какие важные семейные события еще происходили, были ли кризисы в отношениях у родителей;

    -особенности бытовых условия жизни подростка (один в комнате живет и если да - со скольки лет, вместе с сиблингом или родителями); есть ли домашние обязанности и как подросток с ними справляется;

    - в случае развода: как ребенок общается с каждым из родителей, если ребенок не знает одного из родителей – интересовался ли , кто его мама/папа; какие в семье официальные версии об отсутствующем родителей; если ребенок усыновленный/удочеренный – знает ли о своем усыновлении/удочерении, каково отношение к особенностям своей семейной истории;

    - школьный период: как проходила адаптация к школе, какими были отношения с учителем и одноклассниками, какие были трудности и как они решались; отношение к школе сейчас, какая успеваемость и какие учебные трудности, переживал ли буллинг или был ли сам в роли булли; какие отношения со сверстниками, есть ли друзья и что это за люди;

    - что на сегодняшний день волнует родителей, с чем они связывают наличие данной трудности у подростка, что пытались сделать для решения проблемы; какие есть страхи про своего подростка и его будущее.

    Подробнейшим образом обсуждаем с родителями тему нюансов подросткового периода в целом, с точки зрения возрастной психологии, главных задач этого возраста и необходимость меняться всей семьей, каждому члену семьи. Ведь семьи всегда приходят на этапе той или иной дезадаптации, либо наметившейся, либо уже сформированной. Когда семейная система увязла как машина в болоте колесами и не может ехать дальше.

    После такого подробного сбора анамнеза можно уже составить 4-5 гипотез относительно того, в связи с какими факторами связана нынешняя актуальная трудность подростка и какими путями можно будет пробовать ее решать.

    Проговариваем с родителями:
    1) поиск решения – будет совместной творческой работой. Какие-то гипотезы будут отметаться или уточняться, какие-то получат подтверждение и станут основными.
    2) психолог – не кудесник, а полезный инструмент при оказании помощи подростку и семье. Важная часть работы находится в руках родителей и самого подростка.
    3) каковы возможные сроки решения трудности. Сроки зависят от нескольких факторов: особенностей подхода психолога, степени трудности, потенциала к изменениям подростка и семьи, их возможностей реагировать на изменения, особенностей личности подростка. Бывают психологи, кто работает в краткосрочном подходе, а кто-то наоборот – долгосрочном. Для одного психолога 20 встреч – это вся работа, для другого специалиста – это лишь первый этап работы.

    Родители и подросток могут начать сильно психологически сопротивляться изменениям, что будет тормозить работу, а могут активно включаться и заметно продвигаться. Подросток может оказаться личностью с формирующимся расстройством личности и тогда работа с психологом может вообще на долгие годы стать для него важной и обязательной частью его жизни, а может оказаться достаточно здоровой личностью, которая очень быстро выйдет к качественным изменениям своих способов жить.

    Обсуждаются нюансы информированного согласия, то есть правил взаимодействия с психологом. Особенно важны пункты про границы работы: частота встреч и необходимость именно такой частоты, условия отмены и переноса встреч.

    Это все, что касается подготовительной работы с родителями.
    А в следующем посте мы уже поговорим о работе с подростком.

    Было полезно?

    #дляпсихологов #подростковыйпсихологспб#психологспб#психологаннабудько#работасродителями#психологиядляпсихологов#какработаетпсихолог#работапсихолога
    Источник: https://vk.com/wall-101145330_1841
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Центр «Бехтерев» на Пилютова
    Красота на дне бокала: бытует мнение, что женщина в глазах выпившего мужчины становится привлекательнее. На основе этого предположения сочиняются анекдоты и байки, но насколько это соответствует реальности? Сотрудники Стэнфордского университета и Университета Питсбурга решили провести эксперимент для проверки алкогольного стереотипа.

    В эксперименте приняли участие молодые мужчины 21–27 лет. Они приглашались в лабораторию вместе с другом, чтобы сымитировать неофициальную встречу за кружкой пива. В ходе встречи до и после распития алкоголя мужчинам демонстрировали фото и видео с разными девушками, которых необходимо было распределить по уровню привлекательности. Также участникам эксперимента говорили, что предстоит ещё один эксперимент и предлагали выбрать, с какой из показанных девушек они хотели бы в нём поучаствовать.

    Эксперимент показал, что и в трезвом, и в пьяном состоянии, мужчины одинаково оценивали привлекательность женщин, что противоречило устоявшемуся мнению. В то же время повышение уровня опьянения влияло на готовность к общению. В трезвом состоянии мужчине не хватало решимости выбрать женщину, которую он считал наиболее привлекательной, в то время как в подвыпившем состоянии он приобретал смелость общаться именно с ней.

    Согласно другим исследованиям одного из соавторов работы Майкла Сайета, употребление алкоголя помогает мужчинам социализироваться. Как в озвученном контексте алкоголь влияет на женщин, пока не описано.

    Оба исследования раскрывают, насколько важно работать с самооценкой и навыками общения, чтобы не полагаться на алкоголь в вопросах знакомства и построения отношений. В этом помогают врачи-психотерапевты, психологи.

    #центрбехтерев #образжизни #социализация #общение #мифыобалкоголе #наркология #психология #психиатрия
    Источник: https://vk.com/wall-27988317_8672
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
  • Центр «Бехтерев» на Пилютова
    «Алкоголизм» — это пожизненный диагноз. Если у тебя уже были с этим проблемы, нужно понимать, что они могут вернуться, стоит дать себе слабину. Но жизнь продолжается, верно? После последней встречи с психотерапевтом я взял курс на получение постоянной работы. Я понял, в каком направлении хочу двигаться дальше.

    У меня уже был опыт написания коммерческих программ. Шесть лет своей жизни я посвятил повышению квалификации, изучая различные языки программирования, но совсем забил на это в своём пьяном угаре. Сейчас, когда мне удалось взять зависимость под контроль, я понял, насколько мне действительно интересно это направление. Следующую неделю после прибытия из загородного центра реабилитации я рассылал резюме. И, как это ни странно, чувствовал себя довольно уверенно.

    Главное, что я вынес из курса лечения — у меня есть силы справляться со своими демонами самостоятельно. Но просить о помощи не стыдно. Профессиональная же помощь — это не готовое решение, которое тебе преподносят на блюдечке. Она показывает направление и даёт необходимые инструменты, которыми ты можешь воспользоваться или не воспользоваться. Последствия — целиком и полностью зависят от твоего выбора.

    И следующее, что я решил для себя — наладить отношения с женой. Мы стали чаще перезваниваться, но я не спешил подталкивать её к чему-то конкретному. Возможно, мы так и не сойдёмся, но мне не хотелось оставаться врагами, чтобы каждый из нас хранил друг на друга обиду. Я не загадываю, что будет дальше. Оступлюсь ли я, будут ли у меня срывы — не знаю. Но теперь, получая первые отзывы на свои резюме и слыша родной, лишённый обиды, голос в ответ на свои звонки, я стал верить, что каждое завтра может быть ещё лучше.

    #алкоголизм #наркология #нарколог #лечениеалкогольнойзависимости #лечениеалкоголизма #психологияжизни #алкоголизмлечение #зависимость #наркологическийцентр #реабилитацияалкоголиков #реабилитациязависимых #центрбехтерев
    Источник: https://vk.com/wall-27988317_8655
    интересно
    не интересно
    интересно / не интересно
 

Новое сообщение